Краткое название международной организации по стандартизации. Международные организации по стандартизации и качеству продукции

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Стандартизация

В области международной стандартизации работа­ют Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 ᴦ. Аббревиатура ИСО происходит от греческого isos - ʼʼравныйʼʼ. Сфера деятельности

ИСО охватывает стандартизацию во всœех областях, за исключением электроники и электротехники, кото­рые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из осно­вателœей организации. Денежные фонды ИСО состав­ляются из взносов стран-членов, от продажи стан­дартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета͵ технические комитеты и Централь­ный секретариат; высший орган ИСО - Генераль­ная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабаты­ваются непосредственно рабочими группами, дейст­вующими в рамках технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в кон­кретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, к примеру, относят­ся ТК 12 ʼʼЕдиницы измеренийʼʼ, ТК 19 ʼʼПредпочти­тельные числаʼʼ, ТК 37 ʼʼТерминологияʼʼ. Остальные ТК (числом около 140) действуют в конкретных об­ластях техники (ТК 22 ʼʼАвтомобилиʼʼ, ТК 39 ʼʼСтан­киʼʼ и др.). ТК, деятельность которых охватывает це­лую отрасль (химия, авиационная и космическая тех­ника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

Учитывая зависимость отстепени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство должна быть активным и в качестве наблюдателœей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, в случае если он одоб­рен большинством (75%) активных членов ТК. В начале 2000 ᴦ. действовало примерно 11 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО - основополагающие стан­дарты, или стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации ос­новной упор при разработке стандартов на продук­цию делается на установление единых методов испы­таний продукции, требований к маркировке, терми­нологии, ᴛ.ᴇ. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя неза­висимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяе­мости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продук­ции, то их нецелœесообразно устанавливать в МС, - конкретные нормы качества на конкретную продук­цию для разных категорий потребителœей регулируют­ся через цену непосредственно в контрактах.

Рассматривая результаты деятельности общетех­нических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку междуна­родной системы единиц измерения, принятие метри­ческой системы резьбы, системы стандартных разме­ров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всœеми видами транспорта. Сегодня особое внимание привлекает работа ТК 176 ʼʼСистемы обес­печения качестваʼʼ. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основопола­гающих принципов создания систем обеспечения ка­чества. В 1987 ᴦ. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов каче­ства продукции на предприятиях.

Актуальной задачей ИСО является совершенство­вание структуры фонда стандартов. В начале 90-х гᴦ. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандар­тов в области здравоохранения и медицины приходи­лось всœего 3,5%, охраны окружающей среды - 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) зани­мали стандарты в области информатики, электрони­ки и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здра­воохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями кон­кретной продукции, начинается и проявляется на, этапе разработки МС. В региональных и междуна­родных организациях по стандартизации идет посто­янная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проек­те конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в данном проекте сво­их национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всœеми ТК, бо­лее 70% соответствуют национальным или фирмен­ным стандартам промышленно развитых стран мира. Лидерство какой-либо страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ - ТК, ПК, РГ.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ.

МС ИСО не являются обязательными, ᴛ.ᴇ. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. При этом в усло­виях острой конкуренции на мировом рынке изгото­вители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промы­шленно развитые страны мира применяют до 80% всœего фонда стандартов ИСО. Особенно широко ис­пользуют стандарты ИСО и других международных

организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидер­ланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объёму производства составляет 40-50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротех­ники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 ᴦ., ᴛ.ᴇ. задолго до образования ИСО. Разновре­менность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существова­ния двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возмож­ности дублирования деятельности отдельных техниче­ских органов между этими организациями заключено соглашение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой - на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 60) меньше, чем чле­нов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развиваю­щиеся страны практически не имеют или имеют сла­боразвитую электротехнику, электронику и связь. На­ша страна является членов МЭК с 1922 ᴦ. Высший ру­ководящий орган МЭК - Совет, в котором представ­лены всœе национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические ко­митеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического да межотрасле­вого характера, а другая - МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

Сегодня разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасно­сти для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 ʼʼБезопасность бытовых элект­роприборовʼʼ выпущено более 40 МС, устанавливаю­щих требования практически ко всœем электробыто­вым приборам и машинам: Разработка МС в этой об­ласти имеет особо важное значение в связи с созда­нием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специали­стов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это выработка еди­ных правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информацион­ной технологии), а на втором этапе - возможное слияние, тем более что большинство стран представ­лено в ИСО и МЭК одними и теми же органами - национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время выработка их занимает в среднем 4-5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старе­ния продукции, крайне важно сть оперативного реаги­рования на запросы международной торговли в стан­дартах ставят задачу резкого сокращения сроков раз­работки МС. Все чаще начинает практиковаться про­цедура обсуждения проектов МС в рамках телœекон­ференций. В отличие от традиционных заседаний ра­бочих органов по стандартизации, на которые коман­дируются специалисты из разных стран, телœеконфе­ренции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телœеконференций экономит 80% средств и 60% вре­мени, затрачиваемых на разработку МС в рамках тра­диционных процедур.

В зарубежной практике процессы ʼʼэлектрониза­ции процедур разработки стандартовʼʼ могут со вре­менем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки ʼʼпро­ект-отзыв-учет отзываʼʼ планируется работа в режи­ме реального многостороннего участия всœех заинте­ресованных сторон непосредственно в отработке ре­дакций стандартов.

Помимо ИСО, МЭК, МСТ (как организаций, специали­зирующихся на работах по стандартизации), в работах по меж­дународной стандартизации участвуют другие организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) ши­роко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус меж­дународных стандартов и являются нормативной базой между­народной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте (см. о системе ʼʼЭДИ-ФАКТʼʼ с. 100).

Последней разработкой в области товаров народного по­требления стали стандарты на мясо - говядину и свинину.

Международная торговая палата (МТП) широко известна работами по унификации торговой документации. ʼʼНастоль­ной книгойʼʼ специалистов внешней торговли являлся сборник ʼʼИНКОТЕРМСʼʼ - Международные правила толкования тор­говых терминов.

В рамках Объединœенного комитета экспертов ФАО – учреждения ООН по продовольствию в рамках Всемирной организации по здравоохранению действует Комиссия ʼʼКодекс алиментариусʼʼ. Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколь­ко десятков сводов гигиенических правил. Европейское отде­ление комиссии определяет возможность использования пи­щевых добавок в пищевых продуктах (российскому потреби­телю добавки знакомы по обозначениям на упаковке - Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит, от усечения слова ʼʼEuropeʼʼ)..

В пределах своей компетенции в работах по стандартиза­ции участвуют и другие международные организации при ООН - ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединœений производителœей отдельных видов продукции (их свыше 40), к примеру шерсти, текстиля, мяса и пр.
Размещено на реф.рф
К примеру, известна (с 1937 ᴦ.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании ʼʼВулмаркʼʼ. Она выдает лицензии на приме­нение знака ʼʼВулмаркʼʼ тем изготовителям шерсти и изделий из неё, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного сек­ретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международ­ная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителœей бутилированной воды и т. д.

В мире действует семь региональных организацийпо стандартизации, подобных рассмотренной ранее - в Скандинавии, Латинской Америке, Араб­ском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.

Сегодня наблюдается тенденция к ин­теграции экономики, созданию объединœенных регио­нальных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического со­общества (ЕЭС), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформировало единый вну­тренний рынок к 1 января 1993 ᴦ. Такой рынок об­служивает в общей сложности 320 млн жителœей 12 стран - членов ЕЭС (Англии, Бельгии, Герма­нии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции). При этом первоочередное значение в устранении на­циональных барьеров придается развитию европей­ской стандартизации.

В 1972 ᴦ. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в тор­говле в пределах Сообщества. Под техническим барьером принято понимать различия в требова­ниях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практи­кой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

В рамках этой про­граммы ставилась задача создания системы обяза­тельных для ЕС единых стандартов - ʼʼиз сотен на­циональных стандартов в каждой европейской стра­не сделать несколько тысяч единых стандартовʼʼ.

Единые стандарты должны были лишить страны - члены ЕС возможности отказа от иностранных про­дуктов из государств. Сообщества. Огромное внима­ние, предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стан­дартами. В этой части предполагалось брать за обра­зец стандарты ФРГ - ДИНы, дающие гарантию вы­сокого технического уровня стандартизируемой про­дукции.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произо­шел в начале 90-х гᴦ. В случае если в 1991 ᴦ. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 ᴦ. была поставлена задача - удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Техническое законодательство ЕС представлено поста­новлениями Совета͵ директивами Совета͵ гармонизированны­ми европейскими стандартами. Постановления Совета имеют прямое действие для стран-членов ЕС (без переоформления через национальное законо­дательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств-членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в националь­ных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие - директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, к примеру, на продукты питания, автомобильную тех­нику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. К примеру, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 ᴦ., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В при­ложениях даются: список веществ, которые не должны вхо­дить в состав косметических продуктов (приложение 2), пе­речни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состо­янию на 1996 ᴦ.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 ᴦ.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 ᴦ. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополне­ний и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру - две части, одна из ко­торых правовая, другая - техническая в виде 4-6 приложе­ний. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину ʼʼевропейский стандартʼʼ добавляется определœение ʼʼгармонизи­рованныйʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гармонизированный европейский стан­дарт - это стандарт, обеспечивающий реализацию соответст­вующей директивы, и в данном случае он обязателœен для приме­нения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стан­дартов публикуются в официальном бюллетене ЕС. В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат евро­пейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти ра­боты.

Стандарт считается гармонизированным после его опуб­ликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствую­щей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт должна быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, марки­руется знаком СЕ.

Особенность и ʼʼсилаʼʼ большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. К примеру, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС. Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на совре­менном этапе состоит по сути в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве реги­ональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС пред­ставляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

5.5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хо­зяйства. Существует три варианта применения в Россий­ской Федерации международных, региональных, на­циональных стандартов других стран исходя из степени использования международного докумен­та и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта͵ пред­ставляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или ʼʼметодом обложкиʼʼ. При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделœенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2. Принятие государственного стандарта͵ представ­ляющего аутентичный текст на русском языке соответ­ствующего документа с дополнительными требования­ми, отражающими специфику потребностей России. Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозна­чение МС, к примеру: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89). В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учиты­вающие национальные особенности России или СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на базе междуна­родного документа до принятия их в качестве госу­дарственных стандартов. Как видно, данный метод состоит в локальном ис­пользовании международного документа или в рам­ках отрасли, или в.рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, по­скольку государственные органы и субъекты хозяйст­венной деятельности России в целом еще не подго­товлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений между­народных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной ин­формации, тем более ГОСТ Р 1.2 ʼʼГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартовʼʼ обязывает разработчиков учитывать международные, регио­нальные стандарты и прогрессивные стандарты дру­гих стран.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ" 2017, 2018.

(ISO – International Organization for Standardization, - ред.) – крупнейшая в мире организация, занятая выработкой международных стандартов, созданием руководств к ним. Членами ISO являются частные и государственные организации по стандартизации со всего мира, действующие на национальном уровне. Поскольку, по правилам ISO, членство в ней может иметь лишь одна организация из одной страны, независимо от формы собственности организации, а представительство в ISO получает обычно самая влиятельная структура в сфере выработки нормативов в том или ином государстве, - то организация-член ISO, фактически, представляет свою страну. О представительстве стран вполне официально говорится во многих публикуемых ISO материалах. Что касается организаций-членов, то здесь основными условиями являются два: 1) повторимся, одна организация – одна страна; 2) участвующий в работе ISO орган должен иметь возможность издавать на территории своей страны национальные стандарты. Впрочем, когда речь заходит об отдельных странах, появляются исключения. Например, Гонконг, который имеет особый статус в составе Китая, представляет одна организация по стандартизации, а сам Китай – совсем другая. Всего, на данный момент, членство в ISO имеют 163 государства, – среди которых почти все сколько-нибудь заметные экономики мира. Одно это – полное представительство заметных игроков на всемирном рынке делает ISO влиятельной организацией. Но есть еще целый ряд важных обстоятельств, которые указывают на это влияние. В частности, ISO пользуется поддержкой ООН (Организация Объединенных Наций, - ред.). Связь ISO и ООН оформлена в консультативный статус, который имеет международная организация в Экономическом и социальном совете ООН (ЭКСОС, - ред.). Консультативный статус дает ISO право готовить для ООН доклады по положению стандартизации в мире, а также, например, подавать жалобы в ООН на нарушение странами-членами Совета Европы прав человека, перечисленных в «Европейской социальной хартии». Здесь, однако, нужно сделать оговорку, что не все страны, входящие в состав Совета Европы ратифицировали соответствующий договор Организации Объединенных Наций. За внедрение стандартов ISO активно ратует и другая влиятельнейшая международная организация – ВТО (Всемирная торговая организация, - ред.). Знаки этой поддержки тоже отыскать несложно. Например, в 2011 году на 34 Генассамблее ISO выступал глава , Паскаль Лами, который, в частности, обратился к делегатам со следующими словами…

Цитата: ‘Воспримите, пожалуйста, это послание как поощрение со стороны ВТО на дальнейшую разработку международных стандартов. Стандартов, которые разрабатываются в обстановке прозрачности и всеобщей вовлеченности, и которые включают передовые технологии’

Руководитель Всемирной торговой организации в своем выступлении подчеркнул взаимодополняющий характер взаимоотношений ISO и ВТО. По словам П. Лами, реализация целей ВТО невозможна при отсутствии единого, понятного всем технического языка, который достигается публикацией и распространением международных стандартов.

Какие документы выпускает Международная организация по стандартизации? На сайте говорится, что их общее количество на сегодняшний день составляет 19 500. Чтобы определить, есть ли среди них тот стандарт, который вас касается, проще всего воспользоваться единым классификатором нормативов ISO – он называется ICS (МКС – Международный классификатор стандартов, – ред.). Не стоит заранее разочаровываться найти в нем ваш специфический предмет. Что вы скажете, если узнаете, что в числе стандартов ISO есть и ISO 8601, который закрепляет воскресение в качестве последнего дня недели. Россию в организации представляет Федеральное агентство по техническому регулированию (Росстандарт, – ред.). В числе рабочих языков ISO есть и русский, наряду с английским и французским. В отечественных источниках наряду с англоязычной аббревиатурой ISO можно встретить его русскоязычную кальку: «ИСО», хотя полное название международной организации по стандартизации не может быть переведено на русский с соблюдением тех же букв в аббревиации. Это связано с тем, что учредители ISO, в числе которых , договорились, что аббревиатура ISO на любой язык будет переводиться буквально, без учета перевода слов, входящих в это сокращение.

Для более или менее успешного первоначального знакомства с вселенной Международной организации по стандартизации стоит еще знать, что решения принимаются консенсусом организаций-членов, при этом, наряду с полноправным членством есть ряд других форм участия в международной структуре, которые предполагают определенные ограничения в правах. Существование нескольких форм объясняется разной ситуацией с выработкой стандартов и разными материальными возможностями развитых и развивающихся государств. Полноправные государства-члены также вносят в копилку ISO неодинаковые суммы – членский взнос определяется территорией, экономическим потенциалом конкретного государства. С другой стороны, бюджет «International Organization for Standardization» лишь отчасти формируется участниками. Довольно значительные суммы международная структура получает от продажи текстов стандартов заинтересованным представителям экспертного сообщества и бизнесменам. Отельные стандарты ISO группируются в серии: одни стандарты вводят основную терминологию, например, а другие содержат конкретные практические указания по аудиту объекта стандарта или по его внедрению. Руководства (guides, - ред.) поясняют отдельные моменты, связанные с текстами стандартов. Одни стандарты годятся для сертификации, поскольку содержат критерии соответствия – требования, другие – нет. Стандарты ISO имеют прямое отношение к российской стандартизации, поскольку 40% отечественных стандартов, представляют собой перевод нормативных документов «International Organization for Standardization». Отсюда особое обозначение таких стандартов – ГОСТ Р ИСО (на уровне нескольких стран СНГ принимают еще и «ГОСТ ISO», – ред.). В ближайшее время соответствие российских стандартов стандартам ISO планируется довести до 60%. Существует проблема перевода стандартов ISO на русский язык, из-за которого оригиналы ISO и тексты ГОСТ Р ИСО иногда признаются неэквивалентными рядом экспертов и частных объединений в области стандартизации. Государственный курс на гармонизацию стандартов связан с общемировой тенденцией по внедрению на национальном уровне международных стандартов, в интересах упрощения трансграничной торговли. Самой распространенной в мире серией стандартов ISO являются стандарты систем менеджмента качества. В одном из ежегодных отчетов организации, например, содержатся такие цифры: в 2008, всего, по миру было выдано 982832 сертификата соответствия ISO 9001. Этот стандарт основной в группе, так как в нем зафиксированы конкретные параметры, по которым можно судить о системе управления качеством в той или иной компании. В частности, в тексте стандарта перечислено, какие нормативные документы нужно создать на предприятии, чтобы систематизировать менеджмент качества. В самом начале текста, даны самые общие принципы работы в этой сфере. Стандарт основан на давно существующей, и, доказавшей свою эффективность методологии « » или по-английски (Plan-Do-Check-Act, ред.). В ISO 9001 дан, кроме всего прочего, еще и конкретный перечень требований, которые нужно исполнять в компании, чтобы добиться создания полноценной системы менеджмента качества. Среди влиятельных стандартов ISO, есть нормативный документ , который посвящен экологической безопасности на предприятии. Его главной особенностью является, то, что он требует от организации не просто каких-либо конкретных мер в направлении экологически ответственного ведения дел, а мер, адекватных наносимому вреду. Так же, как и – он предлагает развернутую, но обобщенную методологию внедрения стандарта на предприятии. выделяются нормативы серии ISO 27000 – первые в мире стандарты по обслуживанию IT-сервисов, стандарт по энергоменеджменту ISO 50001; ISO 19001, ISO 17021 – всецело посвященные такому аспекту сертификации систем менеджмента, как проведение аудитов. Серия стандартов ISO 1000 регулирует строительство. Отдельно стоит сказать о стандарте охраны труда . Строго говоря, он не относится к числу стандартов ISO, так как разработан и внедряется совершенно отдельной группой разработчиков. Но ISO, устами своих чиновников высказывает ему такую поддержку, а слухи о том, что он в скором времени может быть принят в качестве стандарта ISO, столь стойкие, что его нельзя не упомянуть, рассказывая о влиятельных нормативных документах Международной организации по стандартизации. Интересна и востребована в профессиональном сообществе серия стандартов ISO 22000, посвященная управлению продовольственной безопасностью. Разработка всех стандартов ISO подчиняется стандартному алгоритму работы. В рамках разработки последовательно принимаются следующие документы:

  1. Предварительная рабочая тема (Preliminary work item – код этапа – 00, – ред.).
  2. Новая рабочая тема (New work item proposal – код этапа – 10, – ред.).
  3. Рабочий проект (Working draft – код этапа – код этапа – 20, – ред.).
  4. Проект комитета (Committee draft – код этапа – 30, – ред.).
  5. Проект международного стандарта (Draft international standard – код этапа – 40, – ред.).
  6. Окончательный проект (Final draft international standard – код этапа – 50, – ред.).
  7. Международный стандарт (International standard – код этапа – 60, – ред.)

Необходимо отметить, что в Международной организации по стандартизации с недавних пор существует ускоренная процедура принятия стандартов, которая применяется к некоторым стандартам –

Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило пере­вод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандарти­зации на многосторонней основе характеризуется заметным ко­личественным, структурным и функциональным ростом. Сегод­ня из 4,5 тыс. всех международных организаций рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, занимаются более 400.

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. К официальным организациям в международной системе стандартизации относятся:

ИСО – Международная организация по стандартизации.

МЭК – Международная электротехническая комиссия.

МСЭ – Международный союз по телекоммуникациям.

B 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ISO – International Standards Organization). ИСО – непра­вительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации (штаб-квартира в Лондоне). B ра­боте ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе с целью упрощения международного товарообмена и взаимо­помощи, а также для расширения сотрудничества в сфере ин­теллектуальной, научно-технической и экономической дея­тельности. При этом в круг компетенции ИСО входит:

Принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

Разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

Организация внутренних информационных потоков;

Налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. B период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. K ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (более 200) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

B зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта считается принятым, если он одобрен большинством (75 %) активных членов ТК.

B последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. B ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. B 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входит стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. B 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии – JIS 9000, в Англии – BS 5750, в Дании – DS/EN 29000, в Германии – DIN/ISO 9000, во Франции – NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕВКО, КОПОЛКО и РЕМКО.

СТАКО оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Он проводит изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовку рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, организации и координации технических сторон работы.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах. Большую роль в этом играют издаваемые им руководства: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

РЕМКО занимается разработкой руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Кроме того, РЕМКО является координатором деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности с Международной организацией законодательной метрологии.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. Стратегическим партнером ИСО, с которым она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (ВТО).

B целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке международных стандартов. K сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организаций по стандартизации.

Другая, не менее авторитетная, организация – Международная электротехническая комиссия (МЭК) – разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций, с учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов. Между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК – Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Основным координационным органом является Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направлениям и консультативные группы:

АКОС – консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.;

АСЕТ – консультативный комитет по вопросам электроники и связи; занимается, так же как и АКОС, вопросами Электробезопасности;

КГЭМС – координационная группа по электромагнитной совместимости;

КГИТ – координационная группа по технике информации;

Рабочая группа по координации размеров.

Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран-членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. B МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая – МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО/МЭК и директивы ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам. Объединенный программный комитет ИСО/МЭК занимается распределением ответственности двух организаций по вопросам, касающимся смежных областей техники, атакже планирует работу.

Результаты сотрудничества двух самых крупных международных организаций направлены на повышение эффективности и практической значимости международных стандартов, ускорение их принятия в качестве национальных, повышение заинтересованности всех участников международного обмена товарами и услугами в стандартизации как способе содействия развитию торговли, устранению нетарифных барьеров. B качестве одного из наиболее значимых результатов следует назвать систему МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, призванную содействовать международной торговле электрооборудованием для сферы конечного потребления, а именно: бытовым электрооборудованием, электронно-вычислительной техникой, светотехническими товарами и пр.

Имея совместные интересы в области стандартизации, ИСО и МЭК договорились объединить свои усилия, создав в 1987 г. единый орган – Объединенный технический комитет 1 (ОТК 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области информационных технологий и их расширений для конкретных сфер деятельности. Этот комитет тесно сотрудничает с Международным союзом электросвязи (МСЭ).

МСЭ, относящийся к официальным международным организациям, – межправительственная организация, специализирующаяся в области стандартизации электросвязи. Она объединяет более 500 правительственных и неправительственных организаций. Основная задача МСЭ состоит в координации разработки гармонизированных на международном уровне правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телесетей и их сервисов.

Структура МСЭ включает три сектора:

Радиокоммуникации – сектор, включающий общие функции комитета по радиосвязи, а также задачи, выполнявшиеся советом по регистрации частот;

Стандартизации телекоммуникаций – сектор, который принял на себя функции комитета по телеграфии и телефонии, а также функции комитета по радиосвязи, связанные с выходом средств радиосвязи на сети общего пользования;

Развития телекоммуникаций – сектор, определяющий вопросы стратегии и политики развития систем электросвязи.

Высшим звеном организационного управления МСЭ служит Всеобщая конференция, определяющая стратегические решения, связанные с направлениями деятельности и структурой организации, а также формирующая исполнительный орган – Совет, осуществляющий выполнение намеченных конференцией задач. Высшим органом управления каждого сектора является всемирная конференция соответствующей (для данного сектора) тематической направленности.

Для организаций определены следующие пять классов членства:

Класс A – национальные министерства и ведомства связи;

Класс B – крупные частные корпорации, работающие в области электросвязи;

Класс C – научные организации и предприятия, производящие связное оборудование;

Класс D – международные организации, в том числе организация ИСО;

Класс E – организации из других областей деятельности, но заинтересованные в работе в данном секторе.

Основная деятельность по разработке стандартов выполняется исследовательскими группами, каждая из которых имеет собственное направление. Состав исследовательских групп достаточно стабилен. Он выбран по тематическому принципу таким образом, чтобы обеспечить полноту охвата всех актуальных направлений Технологий электросвязи.

Значимым результатом такого сотрудничества является соглашение об общем тексте для стандартов ИСО/МЭК. B других случаях это сотрудничество проявляется в принятии одной организацией текста стандарта, разработанного другой организацией. Еще одной формой сотрудничества является совместная разработка стандартов.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Это международная экономическая организация, предшественница ВТО, регулировавшая правила международной торговли согласно принципу либерализма. ГАТТ оставалась единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация в 1995 г.

ВТО как преемница ГАТТ призвана регулировать торговополитические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических инструментов, т.е. многосторонних торговых соглашений, на основе норм и правил которых регулируется свыше 90 % мировой торговли товарами и услугами.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.

Участники ВТО представлены тремя группами:

Полноправные участники;

Наблюдатели;

Международные организации.

Россия ведет активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого обусловлена задачами международной интеграции, условиями доступа на мировые рынки, привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Осложняет этот процесс то, что Россия намерена получить статус страны с рыночной экономикой, что налагает особые условия на процедуру вступления.


ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ

Метрология (от греч. «метро» – мера, «логос» – учение) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

В современном обществе метрология как наука и область практической деятельности играет большую роль. Это связано с тем, что практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не использовались результаты измерений.

Измерения являются неотъемлемой частью большинства трудовых процессов. Затраты на обеспечение и проведение измерений составляют около 20 % от общих затрат на производство продукции.

На основе измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерительная информация служит основой для принятия решений о качестве продукции при внедрении систем качества, в научных экспериментах и т.д. И только достоверность и соответствующая точность результатов измерений обеспечивают правильность принимаемых решений на всех уровнях управления. Получение недостоверной информации приводит к неверным решениям, снижению качества продукции, возможным авариям.

Эффективное сотрудничество с другими странами, совместные разработки научно-технических программ, дальнейшее развитие торговых отношений требуют растущего взаимного доверия к измерительной информации, являющейся по существу основным объектом обмена при совместном решении научно-технических проблем, основой взаимных расчетов при торговых операциях, заключении контрактов на поставку материалов, изделий, оборудования. Создание единого подхода к измерениям гарантирует взаимопонимание, возможность унификации и стандартизации методов и средств измерений, взаимного признания результатов измерений и испытаний продукции в международной системе товарообмена.

ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком Международных стандартов. ИСО это сеть национальных организаций по стандартизации 157 стран. Одну страну представляет одна организация, центральный аппарат находится в Швейцарии и координирует работу всей организации.

ИСО это неправительственная организация, которая связывает государственный и частный сектор, таким образом способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих требованиям бизнеса и потребителям общества.

Названию «Международная организация по стандартизации» дано сокращение «ИСО» от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда звучит ИСО.

Стандарты ИСО обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективными, безопасными и хорошего качества, тем самым способствуют торговле между странами, обеспечивают техническую базу и базу для защиты потребителей и пользователей в целом, в вопросах касающихся изделий и услуг - делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем.

Стандарты ИСО обеспечивают технологические, экономические и социальные преимущества:

  • для промышленности и торговли - поставщики могут разрабатывать и предлагать изделия и услуги, отвечающие техническим требованиям, принятым в международном масштабе;
  • для покупателей - совместимость техники предлагает широкий выбор товаров и услуг, благодаря конкуренции между поставщиками они только выигрывают;

Правительствам Международные стандарты обеспечивают технологическую и научную базу в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды. В торговле - равные условия всем конкурентам на рынке, для потребителей гарантирует качество, безопасность и надежность изделий и услуг.

Сторонами заинтересованными в международной стандартизации, являются все те группы, которые заинтересованы в ней потому, что они испытывают ее влияние, и поэтому хотят внести свой вклад в процесс разработки международных стандартов. Заинтересованные стороны участвуют в технической работе ИСО через национальные делегации, назначаемые странами-членами ИСО, или через сотрудничающие организации. Национальные организации обычно состоят из смешанных групп заинтересованных сторон, они представляют мнения, консолидированные на национальном уровне до того, как делегации примут участие в заседаниях ИСО. Основные группы заинтересованных сторон:

  • промышленные и промышленно-торговые ассоциации;
  • высшие учебные заведения, научные и академические организации;
  • потребители и потребительские ассоциации;
  • правительственные и регулирующие органы.

Стандарты ИСО разрабатываются техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые делали запрос о разработке и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединяться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут иметь статус постоянного (Р) члена комитета, наблюдатель (О), либо совсем не становится членом комитета.. Административную поддержку работе комитета оказывает Техническое руководящее бюро, которое само подотчетно Совету ИСО. Специалисты участвуют в разработке стандарта как члены делегации, которую формирует национальный комитет - член ИСО. От национальных делегаций требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Согласно правилам ИСО национальному комитету - члену следует учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это позволит ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную в национальном масштабе, позицию. Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над ним. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы, но не имеют права голоса. Каждый рабочий день происходит семь технических заседаний ИСО. Между заседаниями специалисты продолжают разработку стандартов, используя электронные средства связи.

Каждый полноправный комитет - член может принять участие в разработке любого стандарта, который будет являться важным для его страны. Независимо от величины и стабильности экономики страна-член ИСО имеет один голос и равное право влиять как на направление работ ИСО в стратегическом плане, так и на содержание ее отдельных стандартов. Как неправительственная организация, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать кого-либо к внедрению стандартов. Страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном тех, которые касаются вопросов здравоохранения, безопасности или экологии, в качестве регламентов или ссылочных документов в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же стандарты ИСО добровольные, они могут стать требованием рынка.

ИСО не занимается регулированием или законодательством. ИСО разрабатывает только те стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами из промышленных, технических и экономических секторов, в которых появился спрос на стандарты и которые потом вводят их в действие. Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Принимая во внимание и развивающиеся технологии и развивающиеся интересы, ИСО требует периодического пересмотра своих стандартов каждые пять лет, чтобы принять решение: вести их дальше, актуализировать или отменить. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые обеспечивают структуру для совместимости технологий в международном масштабе. На сегодняшний день ИСО разработано порядка 16 000 Международных Стандартов.


ИСО разработала схему представления различных видов имеющихся в наличии своих документов:

  • Стандарт ИСО (ISO)
  • Общедоступные технические требования ИСО/ОТТ (ISO/PAS)
  • Технические требования ИСО/ТТ (ISO/TS)
  • Технический отчет ИСО/ТО (ISO/TR)
  • Соглашение международного семинара СМС (IWA)
  • Руководство ИСО (ISO/Guide)

В своей работе ИСО руководствуется Стратегическим планом, утвержденным на пять лет. Члены ИСО являются единственными ее представителями в своих странах. Они подразделяются на три категории: комитеты - члены (полноправные члены), члены - корреспонденты и члены - абоненты. Право голоса имеют только комитеты-члены. Ежегодно проводится Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие руководство ИСО и делегаты, выбранные комитетами-членами. Члены-корреспонденты и члены-абоненты могут участвовать в качестве наблюдателей. В число руководства входят: Президент, Вице-Президент (по политике), Вице-Президент (по техническому управлению), Казначей, Генеральный секретарь.

Структура ИСО

  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    • 1.1 Руководство
    • 1.2 Делегаты от

Комитетов-членов;

Членов-корреспондентов;


· Постоянные комитеты при Совете

Стратегия

· Консультативные группы

· Техническое руководящее бюро


· Стратегические и технические консультативные группы и РЕМКО (REMCO)

· Технические комитеты

В Уставе ИСО сказано, что Генеральная Ассамблея является высшим органом власти ИСО, однако, большую часть управленческих функций выполняет Совет. Совет заседает дважды в год, и членами в нем по очереди становятся члены ИСО. Под руководством Совета работают несколько комитетов по разработке политики, чтобы обеспечить стратегическое руководство разработкой стандартов в пересекающихся областях. Это КАСКО (CASCO) (оценка соответствия), КОПОЛКО (COPOLCO) (политика в области интересов потребителей), ДЕВКО (DEVCO) (вопросы, касающиеся развивающихся стран). Техническое руководящее бюро (ТРБ) (TMB) подчинено совету ИСО и несет ответственность за общее руководство технической работой, в том числе по отношению к ряду консультативных групп по стратегическим и техническим вопросам. Страны - члены могут быть делегированы/выбраны в ТРБ (TMB) согласно критериям, установленным Советом. Деятельностью руководит Генеральный секретарь (главное административное лицо) который ответственен перед Советом. Центральный Секретариат ИСО и генеральный Секретарь находятся в Женеве вместе с необходимым штатом, который обеспечивает административную и техническую поддержку членам ИСО, координирует программу децентрализованной разработки стандартов и публикует результаты. Центральный Секретариат ИСО действует также как секретариат управляющих органов, комитетов по разработке политики и подчиненных им органов.

Введение

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

В систему органов и служб стандартизации входят международные, региональные и национальные организации по стандартизации. В настоящее время существует более 400 организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Крупнейшими международными организациями, специализирующимися на работах по стандартизации, являются ИСО (ISO), МЭК (IEC), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Они являются самостоятельными и не зависящими друг от друга.

В России компетентными органами в области стандартизации являются Росстандарт России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации Росстандарта России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ представляет собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля над их внедрением и соблюдением.

В данной работе были подробно рассмотрены международные и региональные организации, а так же основные органы стандартизации Российской Федерации. Особое внимание уделено функциям Росстандарта.

Международная стандартизация

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.



Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Международные организации по стандартизации

1. Международная организация стандартизации (ISO)

2. Международная электротехническая комиссия (IEC)

3. Международный Союз Электросвязи (ITU)

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Международная организация стандартизации (ISO)

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Официальными языками являются: английский, французский и русский.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

Основной задачей ИСО является содействие развитию стандартизации в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Организационная структура ИСО:

· Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели.

· Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

· PLACO - Planning Committee подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

· CASCO - Committee on conformity assessment занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

· DEVCO - Committee on developing country matters изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

· COPOLCO - Committee on consumer policy изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.

· REMCO - Committee on reference materials оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).