Оборот лома черных и цветных металлов. Лом тронулся

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил обращения с ломом
и отходами черных металлов и их отчуждения


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 196, 16.10.2002);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 17.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2016, N 0001201612140008);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190029).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года N ГКПИ03-151 .
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года N 1338 .

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

ПРАВИЛА обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 года N 369

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.

5. На объектах по приему лома и отходов черных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов (подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 731 ;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.

III. Порядок приема и учета лома и отходов черных металлов

6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

8_1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:

контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);

оборудования для сортировки или измельчения стружки.
(Пункт 8_1 дополнительно включен с 25 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287)

9. Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 1367 .

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

____________________________________________________________________
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года N ГКПИ03-151 абзац третий настоящего подпункта признан недействующим со дня вступления решения Суда в законную силу в части слов: "нотариально заверенные".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

____________________________________________________________________

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

а) номер;

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Акт приема лома и отходов черных металлов

Приложение N 1
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения

Приемосдаточный акт N ____ от __________________

Получатель лома и отходов _________________________________________________

Сдатчик лома и отходов ___________ ИНН сдатчика лома и отходов _______________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) __________________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) ___________________________

Транспорт (марка, номер) ___________________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов ____________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов _____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Наименование

Код по ОКПО

Вес брутто (тонн)

Вес тары (тонн)

Засоренность (процентов)

Вес нетто (тонн)

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

Вес нетто (прописью) _______________________________________________________

Итого на сумму ____________________________________________________________

В том числе НДС __________________________________________________________

За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность предоставленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил ____________ (подпись сдатчика лома и отходов)

Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 2787-75, проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов __________________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность _________________________________________________________________________

Приложение N 2. АКТ отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов

Приложение N 2
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения

Утверждаю

Руководитель ___________________________________

(наименование организации)

________________ / _________________

"___" 200 ______ г.

АКТ N
отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов
из лома и отходов черных металлов

Комиссия в составе:

начальник участка _________________________________________________________

работник(ца) ______________________________________________________________

составили настоящий акт о том, что ________________________ (дата) на территории

_________________________________________________________________________

был произведен отбор (извлечение) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов.

_________________________________________________________________________

Подлежат списанию с учета лом и отходы черных металлов (вид, вес):

_________________________________________________________________________

Подлежат учету лом и отходы цветных металлов (вид, вес, цена, сумма,

Ф. И. О. ответственного) ____________________________________________________

Согласовано: ___________ (подпись бухгалтера ломоперерабатывающей организации)

Приложение N 3. Удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов

Приложение N 3
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения
(В редакции, введенной в действие
с 27 декабря 2016 года

1. Получатель лома и отходов черных металлов: _______________________________

_________________________________________________________________________

2. Вид лома и отходов черных металлов: ______________________________________

масса ___________ тонн

вагон (автомобиль) N _________________ накладная N __________________________

Указанные лом и отходы черных металлов являются взрывобезопасными и могут быть допущены к использованию в качестве металлической шихты.

Ответственный представитель

_________________

_________________________

(личная подпись)

(расшифровка подписи)

Примечание. Печать проставляется при ее наличии.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2 .

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3 ;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Приемосдаточный акт N _____ от ______________________ Получатель лома и отходов __________________________________________ Сдатчик лома и отходов ______________ ИНН сдатчика лома и отходов _________________________________________________________________________ Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________________ Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) _______________________ _________________________________________________________________________ Транспорт (марка, номер) ___________________________________________ Основания возникновения права собственности у cдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _______________________ _________________________________________________________________________ Краткое описание лома и отходов черных металлов_____________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Наимено-
вание
Код по
ОКПО
Вид Вес
брутто
(тонн)
Вес
тары
(тонн)
Засоре-
нность
(проце-
нтов)
Вес
нетто
(тонн)
Цена
(рублей)
Сумма
(рублей)
Итого
Вес нетто (прописью) Итого на сумму _____________________________________________________ В том числе НДС ____________________________________________________ За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден. Достоверность предоставленных сведений подтверждаю. Сдачу лома и отходов произвел и акт получил (подпись сдатчика лома и отходов) _______________________________________ Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 2787 - 75 , проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке. Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов _______________ Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность ______________________________________________________

Приложение N 2
к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Утверждаю Руководитель ______________________ (наименование организации) __________________/_______________ "__" _____________ 200_ г. Акт N ____ отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов Комиссия в составе: начальник участка___________________________________________________ работник (ца)_______________________________________________________ работник (ца)_______________________________________________________ составили настоящий акт о том, что ________ (дата) на территории был произведен отбор (извлечение) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов. Подлежит списанию с учета лом и отходы черных металлов (вид, вес): ____________________________________________________________________ Подлежат учету лом и отходы цветных металлов (вид, вес, цена, сумма, Ф.И.О. ответственного) __________________________________________________ Согласовано: _________________________________ (подпись бухгалтера ломоперерабатывающей организации)

Приложение N 3
к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения
(с изменениями от 15 декабря 2016 г.)

_________________________________________________________________________ наименование организации Удостоверение N _____ о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов "__ " ___________________ 200_ г. 1. Получатель лома и отходов черных металлов: _____________________ 2. Вид лома и отходов черных металлов: масса ______________ тонн вагон (автомобиль) N ________________ накладная N _________________ Указанные лом и отходы черных металлов являются взрывобезопасными и могут быть допущены к использованию в качестве металлической шихты. Ответственный представитель _________________/ ____________________/ /личная подпись/ /расшифровка подписи/ М.П.

Примечание. Печать проставляется при ее наличии.

К настоящему времени на федеральном уровне создана достаточно развитая нормативная правовая база, регламентирующая оборот лома цветных и черных металлов и деятельность упомянутых четырех категорий участников рынка. Она включает в себя: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «О лицензировании отдельный видов деятельности», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные правовые акты, принятые Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 г. Он заложил правовые основы рационального обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определил соответствующие полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления.

«Под ломом и отходами цветных и (или) черных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправный брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Металлический шлак, т.е. застывший остаток на поверхности металла не относится к категории лома металлов и поэтому деятельность по его переработке и реализации специального разрешения не требует». Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения: ГОСТ 18978-73: - М.: Изд-во стандартов, 1997. С. 245.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, т.е. закреплено понимание экологической проблематики деятельности с отходами и подчеркнут приоритет профессиональной утилизации отходов, в том числе и металлических.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность.

Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) определяет случаи приобретения прав на лом и отходы, от которых собственник отказался. В частности, статьей 226 ГК РФ определяется понятие брошенных вещей. К ним относятся, во-первых, вещи, которые были брошены, и притом именно своим собственником. Во-вторых, вещи, оставленные собственником, не должны являться объектом активной деятельности. В-третьих, и выбрасывание вещи, и ее оставление должны преследовать определенную цель, а именно цель отказа от права собственности. Только такие вещи могут быть обращены в свою собственность другими лицами.

Эта статья делит все брошенные вещи на две категории. Одну из них составляют малоценные вещи, в которую и включены лом металлов, отходы производства и другие отходы. Право собственности на брошенные вещи, принадлежащие к этой категории, приобретаются при начале их использования или совершении иных действий, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Но это право может быть приобретено только лицом, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов и заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, а также деятельности по обращению с опасными отходами. Поэтому профессиональным переработчикам отходов и лома цветных и черных металлов для получения права на занятие по переработке металлических отходов необходимо получение трех лицензий:

На право заниматься деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов;

На право заниматься деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов;

На право заниматься деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет ответственность физических и юридических лиц за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов.

Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности за перечисленные в предлагаемом проекте правонарушения в сфере оборота лома:

Статьями 14.1 и 19.20 - за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

Статьями 19.4, 19.5, 19.7 и 19.8 - за непредставление сведений в государственный орган и невыполнение распоряжения должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор;

Статьей 19.19 - за нарушения требований государственных стандартов.

Также КоАП РФ установлен размер штрафа (статья 3.5), сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа (статья 32.2).

В соответствии с нормами статьи 14.26 КоАП РФ нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Порядок обращения и отчуждения лома и отходов черных металлов определяется «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 369 . Согласно этим правилам, на каждую партию составляется приемосдаточный акт, который является документом строгой отчетности. В процессе переработки правила обязывают производить отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов с оформлением соответствующего акта. При транспортировке лома и отходов черных металлов груз должен сопровождаться документами, устанавливающими право собственности и удостоверением о взрывобезопасности. В соответствии с правилами никто не вправе заготавливать бесхозный лом, так как в этом случае будут отсутствовать указанные документы.

Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» введены в действие Правила, регламентирующие организацию, порядок приема и учета лома и отходов цветных металлов, а также перечень документов и их формы.

Постановление Правительства № 552 от 23.07.2002 г. «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» устанавливает требования к предприятиям, занимающимся вторичными цветными металлами.

Постановление Правительства № 553 от 23.07.2002 года «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов» устанавливает требования к предприятиям, занимающимся вторичными черными металлами. Положение не распространяется на оптовую торговлю ломом черных металлов (транзитные поставки).

Основными лицензионными требованиями и условиями при заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов являются:

Наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства, в том числе:

Крытых складских помещений, оборудованных грузоподъемными механизмами и приспособлениями, для раздельного хранения различных видов цветных металлов;

Весового и другого метрологического оборудования, внесенного в государственный реестр;

Дозиметрического оборудования, разрешенного к промышленному использованию, внесенного в государственный реестр;

Наличие не менее чем на одном объекте лицензиата в пределах территории субъекта РФ аттестованной лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов и производимой из него продукции;

Наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием.

На уровне субъектов РФ приняты многочисленные акты, регламентирующие порядок обращения лома и отходов цветных и черных металлов. «Так, в Москве действует более ста законов, постановлений Правительства, распоряжений Премьера Правительства Москвы, содержащих положения в области обращения с отходами и восемь нормативно-методических документов г. Москвы. В Московской области издано около 25 нормативных документов в рассматриваемой сфере деятельности, из них более двадцати законов и постановлений Правительства». Васильев М.Е. Новый Закон о лицензировании деятельности // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2011, № 7. С. 33.

В июле 2005 г. был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О государственном регулировании обращения лома и отходов цветных и черных металлов», который устанавливает правовые основы государственного регулирования в этой области в целях защиты прав и интересов физических и юридических лиц, а также в целях обеспечения обороны и безопасности страны.

По мнению разработчиков федерального закона, он должен был бы способствовать уменьшению криминализации в сфере оборота лома цветных и черных металлов. С этой целью в нем предусматривается установление перечней видов лома и отходов цветных и черных металлов, запрещенных для приема от физических лиц; устанавливается проведение расчетов в безналичном порядке между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющие обращение с ломом цветных и черных металлов.

Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие металлургический переплав лома, иметь лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности. Кроме того устанавливаются требования о наличии у лицензиата исключительно в собственности технологического оборудования с определенными техническими характеристиками и допустимыми производственными мощностями

Однако закон был отклонен Президентом РФ. В письме, направленном Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы в связи с отклонением закона, Президент Российской Федерации отмечает, что, не отрицая необходимости усиления государственного регулирования отношений в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение соответствующих требований по обращению с ними, федеральный закон не вносит ничего нового в регулирование отношений в сфере обращения металлолома, не может служить усилению государственного регулирования в указанной сфере, в том числе пресечению правонарушений, им не устанавливается ответственность за нарушение предусмотренных требований законодательства РФ, и в силу этого он носит декларативный характер.

"Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. от 10.12.2016 N 1338)

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 г.
N 369

ПРАВИЛА
ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731 , от 12.12.2012 N 1287 , от 15.12.2016 N 1367)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.

5. На объектах по приему лома и отходов черных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

III. Порядок приема и учета лома и отходов черных металлов

6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

8(1). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт); (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

оборудования для сортировки или измельчения стружки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

9. Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов (далее именуется книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати). (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2016 N 1367)

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемо-сдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

Абзац 3 подпункта "б" пункта 20 в части слов: "нотариально заверенные" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (Решение Верховного Суда РФ от 14.04.2003 N ГКПИ 03-151)

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

а) номер;

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Правилам обращения
с ломом и отходами черных
металлов и их отчуждения

Приемо-сдаточный акт N _____ от ________________ Получатель лома и отходов _________________________________________ Сдатчик лома и отходов ________ ИНН сдатчика лома и отходов _______ Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) __________________________________ Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) _________________ Транспорт (марка, номер) __________________________________________ Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________ ___________________________________________________________________ Краткое описание лома и отходов черных металлов ___________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Наименование Код
по
ОКПО
Вид Вес
брутто
(тонн)
Вес
тары
(тонн)
Засоренность
(процентов)
Вес
нетто
(тонн)
Цена
(рублей)
Сумма
(рублей)
Итого

"Налоговая политика и практика", 2008, N 2

Практика свидетельствует, что нелегитимному обороту лома черных и цветных металлов в определенной мере способствуют недоработки российского законодательства о налогах и сборах.

Рассмотренные в статье меры позволят снизить расходы по налоговому администрированию при обеспечении поступления доходов в бюджет и улучшить правовую среду для предпринимательства.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

С 1 января 2006 г. вступили в силу положения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, которые внесли существенные поправки в механизм исчисления и уплаты НДС.

Изменение нормы налогового законодательства, касающейся момента возникновения обязанности исчисления налога, привело к правовой коллизии: определение налоговой базы по более ранней дате, а именно по дате отгрузки, означает, что НДС начисляется при отсутствии самого объекта налогообложения.

Так, согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии со ст. 39 НК РФ под реализацией понимается переход права собственности. По общему правилу, закрепленному в ГК РФ, переход права собственности совпадает с моментом отгрузки и предъявления покупателю документов. На практике в договорах часто устанавливается иной момент перехода права собственности, что также допускается ГК РФ.

Дело в том, что в ряде случаев существует объективная необходимость производить передачу прав собственности только после выполнения комплекса некоторых мероприятий, как правило, контрольного, измерительного характера. В этих случаях исчислять НДС до момента возникновения объекта налогообложения представляется неправомерным.

Применительно к сфере оборота металлолома можно привести следующий пример: организация, демонтирующая изношенные основные средства, продает полученный в результате этой операции металлолом. В данной ситуации рекомендуется (см., в частности, Письма ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6-03/202@, Минфина России от 16.03.2006 N 03-04-11/53) исчислить НДС (предположим, что организация отказалась от права на освобождение по ст. 149 НК РФ) по дате составления первого первичного документа (здесь таким документом будет накладная).

Деятельность по обращению с ломом и отходами черных металлов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила), и ГОСТом 2787-75. Указанные нормативные документы предусматривают, в частности, что приемка вторичных металлов должна производиться по массе металла. Скидка массы на засоренность безвредными примесями и маслом производится в соответствии с фактической засоренностью, определяемой при приемке (п. 6 Правил, п. 3.3 ГОСТа 2787-75). При приемке должны также проводиться радиационный контроль и проверка лома на взрывобезопасность. Приемка осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по установленной форме (в 2 экземплярах: один передается лицу, сдающему лом и отходы, второй остается у лица, осуществляющего их приемку).

Таким образом, отчуждение лома не может состояться ранее, чем будет осуществлена его фактическая приемка покупателем, определен процент засоренности и составлен приемо-сдаточный акт. Соответственно, датой отгрузки вторсырья, равно как и датой перехода права собственности на него, может считаться исключительно дата его приемки покупателем и составления приемо-сдаточного акта. В момент составления продавцом накладной на отгрузку металлолома не представляется возможным определить налоговую базу. Аналогичные ситуации возможны и в других отраслях.

С целью устранения этих противоречий предлагается <*>:

  • установить в качестве момента определения налоговой базы дату реализации, соответствующую моменту перехода права собственности;
  • не рассматривать в качестве момента исчисления налога поступление оплаты, предшествующей факту отгрузки (не исчислять НДС с авансов).
<*> См. подробнее: Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения / Под ред. Л.И. Гончаренко. М.: ИТК "Дашков и К", 2007.

Мировая практика налогообложения предусматривает возможность сокращения числа налогоплательщиков НДС за счет мелких организаций и предпринимателей, что способствует снижению расходов на налоговый контроль. В большинстве европейских стран 60 - 70% доходов от НДС приходится на 10 - 15% зарегистрированных предпринимателей.

В аналогичном направлении развивается и российское налоговое законодательство.

Так, согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Однако в настоящее время такой размер выручки свойственен лишь "мелким" организациям и предпринимателям.

На наш взгляд, целесообразно установить границу превышения показателя выручки для применения освобождения от обязанности налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ на уровне размера дохода, ограничивающего право организаций перейти на упрощенную систему налогообложения, - 5 млн руб. (20 млн руб. / 12 мес. x 3 мес.).

Это сделает норму ст. 145 НК РФ более эффективной как с точки зрения снижения издержек на налоговое администрирование, так и упрощения деятельности налогоплательщика (в дополнение отпадает необходимость вести раздельный учет при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций).

Теперь что касается освобождения от налогообложения НДС операций по реализации металлолома.

С 01.01.2008 в соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (введен пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов. Причем налогоплательщик не вправе отказаться от указанного освобождения.

Ранее согласно пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ (введен с 2006 г. Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ) не подлежала налогообложению (освобождалась от налогообложения) реализация лома и отходов черных и цветных металлов. При этом налогоплательщик мог отказаться от применения льготы, представив в налоговый орган по месту своей регистрации соответствующее заявление (в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ)).

Освобождение от НДС операций по реализации лома черных и цветных металлов было принято законодателем преимущественно с целью приостановить неправомерное возмещение из федерального бюджета налога недобросовестными налогоплательщиками. Не секрет, что рост стоимости лома на мировом рынке вызвал криминализацию этой сферы деятельности: только в 2005 г. потери федерального бюджета от недоплаты и незаконного возмещения НДС оценивались в 450 млн долл. США.

Однако практика свидетельствует, что взимание НДС в этой сфере сохранилось, и прежде всего по финансовым соображениям. Как и прогнозировалось, при использовании льготы у поставщиков растут затраты, а у переработчиков - платежи налога в бюджет (см. таблицу).

Сравнительные финансовые показатели поставщиков и потребителей металлолома, уплачивающих НДС и применяющих освобождение

Статьи затрат Поставщики Потребители
С НДС Без С НДС на лом Без НДС на лом
Сумма НДС НДС Сумма НДС Сумма НДС
Выручка от продаж 2 000 360 2 000 100 000 18 000 100 000 18 000
Прямые затраты,
которые имеют
"входной" НДС,
принимаемый к
вычету
800 144 944 70 000 12 600 60 000 10 800
Прямые затраты, не
имеющие "входного"
НДС
500 500 4 000 14 000
Косвенные расходы,
имеющие "входной"
НДС, принимаемый к
вычету
150 27 177 1 000 180 1 000 180
Косвенные расходы,
не имеющие
"входного" НДС
200 200 2 000 2 000
Итого себестоимость
продаж
1 650 171 1 821 77 000 12 780 77 000 10 980
Прибыль от продаж 350 179 23 000 23 000
Рентабельность, % 21,2 9,8 29,9 29,9
НДС в бюджет 189 5 220 7 020

Наилучшим решением могло бы стать включение операций по реализации лома в перечень операций п. 2 ст. 149 НК РФ, на которые отказ от освобождения не распространяется. И судя по изменениям, введенным с 2008 г., в отношении лома цветных металлов принята обоснованная мера, в отношении же налогового регулирования операций с ломом черных металлов сделан шаг назад (с 01.01.2008 такие операции подлежат налогообложению НДС в общем порядке).

На наш взгляд, целесообразнее было бы решить проблему следующим образом: сохранить освобождение от НДС операций по реализации лома черных металлов без права отказа от применения льготы, а в качестве дополнительной меры, препятствующей злоупотреблениям со стороны недобросовестных заготовителей и поставщиков вторсырья, предусмотреть норму, предписывающую восстановление НДС, принятого к вычету при приобретении бывших в употреблении основных средств (налогообложение операций по реализации которых осуществляется в общеустановленном порядке), если в дальнейшем они используются в качестве сырья или перепродаются в виде металлолома.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Согласно ст. 208 НК РФ к налогооблагаемым доходам физических лиц наряду с доходами по трудовым и гражданско-правовым договорам относятся доходы от реализации иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

Сдача металлолома физическими лицами может быть произведена:

  • в рамках предпринимательской деятельности (в этом случае физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя);
  • в порядке реализации личного имущества, изготовленного из металла.

В первом случае лишь от состояния системы налогового администрирования зависит налогообложение всех реальных, а не только заявленных доходов налогоплательщика.

В рамках статьи интерес представляет второй случай.

В отношении большинства доходов налогоплательщика уплата НДФЛ производится лицами, являющимися источником дохода - налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога (ст. 24 НК РФ).

Исчисление сумм и уплата НДФЛ налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога указанные лица производят самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.

Таким образом, при приобретении металлолома у физических лиц организация не признается налоговым агентом, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщики осуществляют самостоятельно. Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о доходах, полученных физическими лицами от сдачи металлолома (Письмо Минфина России от 17.11.2006 N 03-05-01-04/315).

Итак, обязанность по уплате НДФЛ при реализации металлолома возложена на физических лиц, которые должны в срок до 30 апреля года, истекшего за годом, в котором был получен такой доход, задекларировать его и самостоятельно уплатить налог в бюджет.

В настоящее время процент сдатчиков металлолома (исключая индивидуальных предпринимателей), представивших декларацию в налоговые органы и заплативших налог с полученного таким образом дохода, практически равен нулю. Причинами этого являются:

  • недостаточная осведомленность большинства граждан о своих обязанностях по самостоятельной уплате НДФЛ;
  • отсутствие у налоговых органов сведений о произведенных операциях в связи с отсутствием соответствующей обязанности у лиц, осуществляющих прием металлолома у населения;
  • криминализация этой сферы деятельности.

Решение проблемы очевидно - необходимо удержание НДФЛ при сдаче металлолома производить в рамках института налогового агентства. Иными словами, исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет должны лица, осуществляющие прием металлолома и выплачивающие доходы.

Если исключить фактор криминализации, введение такой нормы обеспечит гарантированную уплату налога, причем в более ранние сроки, а также поступление сведений в налоговые органы о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов.

Кроме того, необходимость составления и представления отчетности, хотя и ляжет дополнительным бременем на приемщиков металлолома, позволит налоговым органам не только лучше администрировать налог, но и отслеживать факты ведения незаконной предпринимательской деятельности.

Критериями предпринимательской деятельности согласно Гражданскому кодексу РФ являются целевая направленность на извлечение дохода, переход рисков и преимуществ, систематичность. В обычаях делового оборота систематичность означает более одного раза за определенный период (в данном случае налоговый период - календарный год). Таким образом, при сдаче металлолома на систематической основе физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Хозяйственная деятельность последних, как уже отмечалось, более подконтрольна, а ее осуществление без регистрации имеет правовые последствия.

Налог на прибыль организаций

В налоговом учете расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами (п. 13 ст. 250 НК РФ) и, соответственно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Исключение составляют материалы и иное имущество, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и ч. 5 Приложения по проверке к данной Конвенции (пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С 01.01.2006 при списании металлолома и других ценностей, полученных в результате ликвидации объекта основных средств, их стоимость уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль в части суммы налога, уплаченного при учете стоимости металлолома в составе внереализационных доходов: согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется при их включении в материальные расходы как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ.

С точки зрения обращения металлолома при исчислении налога на прибыль организаций возможны злоупотребления. Очертим круг проблем и рассмотрим наиболее рациональные, на наш взгляд, пути их устранения.

  1. Согласно п. 3 ст. 268 НК РФ убыток от реализации основных средств признается налогоплательщиком на равномерной основе в течение оставшегося срока эксплуатации этих основных средств.

Представляется, что организации могут уклониться от исполнения этой нормы, оформив операцию как демонтаж оборудования и реализацию его как металлолома. При этом остаточная стоимость не полностью самортизированного основного средства будет учтена в целях исчисления налога на прибыль единовременно в составе внереализационных расходов на основании вышеупомянутой нормы.

Для устранения такой возможности предлагается дополнить п. 3 ст. 268 НК РФ положением, распространяющим правило о равномерном признании убытка на убыток от списания основных средств, реализованных в дальнейшем в качестве металлолома.

  1. Основной налоговый принцип при исчислении большинства налогов - формирование налоговой базы исходя из адекватных (рыночных) цен. С этой целью к сделкам по реализации применяются положения ст. 40 НК РФ. Однако в сфере обращения вторичного металла соблюдение положений этой статьи крайне затруднено из-за отсутствия возможности точного определения марки и процента засоренности металлолома (качественные характеристики, определяющие его цену). Этим пользуются как лица, занимающиеся реализацией, так и потребители сырья: первые - занижая, вторые - завышая цену приобретения металлолома. Решение этой проблемы возможно путем усиления государственного регулирования оборота металлолома на территории нашей страны. При этом определение доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль по операциям реализации металлолома должно проводиться на основании паспорта партии металлолома или на основании регулируемых государством цен на металлолом.
  2. В сфере оборота металлолома существенной статьей расходов являются технологические потери. В соответствии с п. 7 ст. 254 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006) к материальным расходам приравниваются технологические потери при производстве и транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Согласно ГОСТу 2787-75 при приемке черного металлолома не учитывается засоренность безвредными примесями и маслом в фактическом ее размере. Следовательно, потери, связанные с приемкой черного вторсырья, отсутствуют. Но они обязательно возникнут при его переработке.

При приемке лома цветных металлов его засоренность учитывается исходя из норм, предусмотренных ГОСТом 1639-93. Таким образом, технологические потери цветного металла возникают уже на этой стадии.

Потери лома цветных металлов, возникающие при его хранении, к технологическим не относятся. Также не относятся к этой группе расходов потери при транспортировке, вызванные, в частности, нарушением стандартов, повреждением тары.

Представляется, что положения ст. 254 НК РФ требуют уточнения с точки зрения разграничения понятий естественной убыли и технологических потерь. Последние возникают, в частности, в силу эксплуатационных (технических) характеристик оборудования, а также особенностей применяемых технологий (например, в металлургии часть металла уходит в шлак), естественная убыль - вследствие изменения физико-химических свойств сырья (усушки, утруски, испарения).

Кроме того, необходимы дополнения, регламентирующие порядок признания технологических потерь в качестве расходов. В частности, целесообразно указать, что потери по технологическим основаниям признаются в целях налогообложения в размере фактических потерь, не превышающих нормативы образования отходов каждого конкретного вида сырья или материалов, используемых в производстве. Нормативы устанавливаются внутренней распорядительной документацией на основании технологических карт либо расчетов технологов. Пересмотр нормативов допускается не чаще одного раза в течение календарного года при изменениях в технологическом процессе, составе парка оборудования, замене инструментов, а также исходного сырья, материалов на другие виды. Учитывая, что технологические потери возникают в процессе производства, их признание возможно только в отношении прямых материальных затрат.

При списании расходов в виде технологических потерь возникает вопрос: нужно ли восстанавливать НДС, приходящийся на такие потери? Пунктом 3 ст. 170 НК РФ такая обязанность налогоплательщиков, принимающих и перерабатывающих металлолом, не предусмотрена, поскольку данная норма не содержит упоминания ни о нормативных, ни о сверхнормативных потерях.

Л.И.Гончаренко

профессор,

заведующая кафедрой

"Налоги и налогообложение"

Финансовой академии

при Правительстве РФ