Организация по стандартизации исо. Международная организация по стандартизации ИСО (ISO)

Основными международными организациями, осуществляющими деятельность в области международной стандартизации, являются ИСО и МЭК.

1. Международная организация по стандартизации ISO (ИСО)

Создана в 1946 г., аббревиатура использована от греческого isos - равный, которая звучит одинаково на всех языках. ИСО занимается стандартизацией во всех областях, кроме электротехники и электроники. В ИСО входят 120 стран, Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета - члена ИСО. Состоит организация из руководящих и рабочих органов.

Задачи ИСО - содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитию сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основные объекты стандартизации: машиностроение, химия, руды и металлы, информационная техника, строительство, медицина и здравоохранение, окружающая среда, системы обеспечения качества.
Результатом работы ИСО является разработка и издание международных стандартов, которую ведут технические комитеты и рабочие группы по видам деятельности. Существует более 10 тысяч стандартов ИСО, ежегодно принимается 500-600 стандартов. Они не имеют статуса обязательных документов. В РФ применяются более половины стандартов ИСО.

2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Создана в 1906 г. и ее основная цель - содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения путем разработки международных стандартов и других документов.

Членами МЭК являются 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли. Официальные языки МЭК - английский, французский и русский.

Стандарты МЭК можно разделить на два вида стандартов: общетехнические (терминология, стандартные напряжения и частоты, виды испытаний и т.п.) и технические требования к конкретной продукции (этот вид стандартов охватывает диапазон от бытовых электроприборов до спутников).

Принято более 2 тыс. стандартов МЭК, они более конкретны, чем стандарты ИСО, и более пригодны для прямого применения. Большое значение МЭК придает разработке стандартов на безопасность - главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасности. В сферу деятельности МЭК входят: травматическая опасность, опасность поражения током, взрывоопасность, опасность излучений оборудования, в т.ч. и от ионизирующих излучений, биологическая опасность и др.

Кроме ИСО и МЭК в международной стандартизации участвуют, в меньшем объеме, и другие международные организации. Такие, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

К региональным организациям по стандартизации относятся Европейский комитет по стандартам (СЕН), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), Панамерикансий комитет стандартов (КОПАНТ) и др.

В СНГ для работы в по стандартизации, метрологии и сертификации создан в 1992 г. Межгосударственный совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.

В 1995 г Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро.

Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года пройдет в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой ор­ганизации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Международные организации, участвующие в международной стандартизации

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) - это орган ЭКОCOC ООН (Экономического и социального совета OOH). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г, ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ВЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств-членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны-члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлении политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области.

ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает "Перечень ЕЭК ООН по стандартизации", определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания - помочь правительствам стран членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, занятых вопросами стандартизации.

В связи с этим ЕЭК признает необходимым:

Содействие внедрению международных стандартов;

Использование единообразной терминологии;

Устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов;

Установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

Унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.

ЕЭК рекомендует меры координации деятельности в области стандартизации, относящиеся к национальному и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизованным с ними национальным нормативным документам.

На международном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению определенных принципов в деятельности по международной стандартизации: до начала работ не­обходимы сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам, по возможности при выработке новых стандартов следует идти от международного уровня к региональному. Исключения допустимы, когда региональные потребности в силу своей специфики не могут быть удовлетворены таким образом.

Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи

был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.

Целью И СО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты.

Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.

К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, Техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат (рис. 4.1).

Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.

Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации

Центральный секретариат Технические комитеты

Подкомитеты

Рабочие группы

Рис. 4.1.

международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.

Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов.

Другими органами Совета являются Техническое бюро, состоящее из председателя и девяти лиц, назначенных Советом, Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).

Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т. д.

С 1970 г. ИСО перешла на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО.

Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета-члена ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.

КАСКО ведет работу по следующим направлениям:

  • - изучение способов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям;
  • - подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации и систем обеспечения качества;
  • - содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.

Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации в случае необходимости международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

За последние время КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил ряд руководств по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах-членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции.

В настоящее время в рабочую программу КАСКО включена новая тематика, касающаяся подготовки общих требований к аттестации и регистрации контролеров, действующих в системе заводского контроля, и экспертов по аттестации испытательных лабораторий, а также общих требований и критериев для областей: аккредитация испытательных лабораторий, оценки качества работы аккредитующих органов, принципов заключения двусторонних и многосторонних соглашений по взаимному признанию результатов испытаний и контроля продукции и сертификатов на продукцию.

Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:

  • - пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
  • - выработка рекомендаций (с точки зрения стандартизации), направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации;
  • - обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
  • - поддержание связи с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.

В целях координации деятельности различных международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации потребительских товаров, при Совете ИСО создан Координационный комитет по международным стандартам на потребительские товары, в работе которого принимают участие представители Международной электротехнической комиссии, Международного центра по обеспечению качества и другие организации.

Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) создан в 1967 г. с целью представления Совету рекомендаций о методах сбора и распространения информации и формах пропаганды стандартизации, а также организации работ национальных фондов стандартов.

Задачами комитета Совета ИСО по информации являются:

  • - обеспечение функционирования информационной сети ИСО с использованием средств вычислительной техники по вопросам, входящим в компетенцию ИСО;
  • - координация работы информационных центров стран-членов ИСО по стандартам и смежным вопросам;
  • - разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов (НТД) для целей их автоматизированной обработки;
  • - содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД.

К членству в ИНФКО допускаются все комитеты-члены либо в качестве активных членов, либо в качестве наблюдателей.

ИНФКО разработал пособие по индексированию нормативно-технической документации; пособие для работников библиотек по обработке иностранных документов; трехъязычный (английский, французский и русский) тезаурус, который необходим для организации автоматизированного поиска информации.

Под эгидой ИНФКО была создана автоматизированная система информации о стандартах - сеть ИСОНЕТ.

ИСОНЕТ представляет собой сеть, охватывающую национальные информационные центры по стандартизации и каналы связи между ними, она включает Информационный центр ИСО в Женеве. Любая страна может быть представлена в ИСОНЕТ одним и только одним национальным членом.

Управляющий Совет ИСОНЕТ является высшим исполнительным органом ИСОНЕТ. Совет ИСОНЕТ отвечает за ведение административных, процедурных и финансовых вопросов, а также за выполнение решений по вопросам политики.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан в 1961 г. Его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации.

В основные функции ДЕВКО входит:

  • - выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и по смежным областям (например, контроль качества, метрология, сертификация и др.);
  • - создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Комитет по стандартным образцам (РЕМКО). Результатом работы РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы; справочник по стандартным образцам.

Важное место в деятельности РЕМКО занимают вопросы координации деятельности ИСО в области стандартных образцов с другими международными организациями, в частности с деятельностью Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) был создан в 1952 г. с целью оказания Совету ИСО помощи относительно принципов и методов, необходимых для достижения оптимальных результатов в области международной стандартизации.

Вся работа СТАКО проводится в рамках рабочих групп, например, по принципам стандартизации, ее эффективности, применению международных стандартов в странах и др.

Большая работа проводится в рамках рабочей группы по терминологии СТАКО. Подготовлено и издано руководство по терминам и их определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Руководство СТАКО по терминологии было одобрено и на межправительственном уровне - Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН).

В настоящее время СТАКО занимается главным образом организацией международных семинаров по вопросам перспектив развития международной стандартизации, применения международных стандартов для развития торговли между странами.

Технические органы И СО, разработка международных стандартов. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Главным структурным подразделением организации являются технические комитеты.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна применяет их целиком или отдельными разделами или вообще не применяет. Однако изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций.

Разработка стандартов включается в программу технических органов только в том случае, если эти стандарты необходимы для расширения торговли между странами, если они направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности людей и охраны здоровья, зашиты окружающей среды.

В практике международной стандартизации основной акцент при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции.

Помимо установления указанных требований в международных стандартах определяются требования к продукции в части ее безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Вся область деятельности ИСО разделена между техническими комитетами, которыми разработаны свыше 7000 международных стандартов. Сегодня практически нет такой области техники, кроме стандартов, разработанных МЭК, в которой ни были бы разработаны стандарты ИСО.

Разработкой стандартов в области электротехники, электроники и связи занимается МЭК в соответствии с действующим между этими двумя международными организациями соглашением.

Каждый технический комитет (ТК) имеет утвержденную Советом ИСО сферу деятельности. Технические комитеты подразделяются на общетехнические и на комитеты, работающие в конкретных областях техники. Деятельность общетехнических комитетов направлена на решение общетехнических и межотраслевых задач.

Примерами таких комитетов могут служить ТК 10 "Технические чертежи", ТК 12 "Величины, единицы, обозначения, переводные коэффициенты и таблицы", ТК 37 "Терминология" и др.

В структуре ИСО есть такие ТК, которые представляют собой целую отрасль (ТК по авиационной и космической технике, по химии и др.). В таких случаях в рамках ТК создаются подкомитеты, которые проводят работу в более узких сферах деятельности.

Развитие информационной технологии поставило перед ИСО и МЭК задачу создания совместного технического комитета "Информационная технология" (СТК I), в состав которого вошли ИСО/ТК 97 "Системы обработки информации", МЭК/ТК 83 "Информационная технология" и МЭК/ПК 47 Б "Микропроцессоры".

В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем обеспечения качества продукции, которые максимально гарантировали бы потребителю полное соответствие выпускаемой продукции требованиям стандартов. В ряде передовых в промышленном отношении стран мира разработаны и утверждены национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию таких систем на предприятиях (США, Франция, Великобритания и др.). С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов качества продукции на предприятиях было решено создать ТК 176"Управление качеством и обеспечение качества", в задачу которого входит стандартизация основополагающих принципов систем качества (серия 9000):

  • - ИСО 9000"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";
  • - ИСО 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
  • - ИСО 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
  • - ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
  • - ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества продукции (ИСО 8402).

Предприятия, внедряющие системы обеспечения качества продукции, могут включать в нее все этапы жизненного цикла продукции, начиная от ее проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (стандарт ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (стандарт ИСО 9003). При этом стандарт ИСО 9000 дает рекомендации по выбору той системы обеспечения качества на предприятии, которая требуется в зависимости от конкретных условий.

Наиболее полной системой обеспечения качества продукции является система, рекомендуемая стандартом ИСО 9001. В нем отмечается, что требования к системам обеспечения качества продукции устанавливаются при возможности изготовителя хорошо спроектировать, изготовить продукцию и обеспечить ее сервисное обслуживание.

Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО, их секретариатов определены Директивами, утверждаемыми мэк/исо.

Этот порядок позволяет всем без исключения странам, участвующим в работе технических органов, принимать участие в заседаниях этих органов, представлять на рассмотрение других комитетов-членов предложения о разработке международных стандартов, представлять свои замечания и голосовать по проектам стандартов. Сами проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами, в которых принимают участие специалисты ведущих стран в каждой рассматриваемой области. В зависимости от степени заинтересованности каждый комитет - член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого технического комитета. Членство может быть: активным (члены "Р"), в качестве наблюдателя (члены "О").

Активное членство обязывает направлять представителей на заседания технических комитетов, принимать участие в разработке и рассмотрении проектов международных стандартов, голосовать по рассматриваемым документам.

Члены "О" пользуются правом получения одного экземпляра всех рабочих документов ТК и могут участвовать в заседаниях в качестве наблюдателей.

Предусмотрены следующие этапы разработки стандартов:

  • - рассматриваются предложения о включении в программу работ ТК разработку того или иного международного стандарта. Все предложения рассылаются секретариатом ТК или подкомитетом (ПК) всем комитетам-членам, принимающим активное участие в работе данного комитета (подкомитета) вместе с обоснованием целесообразности разработки стандарта. В случае принятия положительного решения по предложению начинается разработка рабочего проекта документа;
  • - в большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатываются специально создаваемыми для этих целей рабочими группами, членами которых являются, как правило, ведущие специалисты в данной области заинтересованных стран. Рабочие проекты могут также представляться на рассмотрение ТК или ПК отдельным комитетом-членом (в большинстве случаев такие проекты представляют собой национальные стандарты стран). Такой метод представления рабочих проектов широко используется наиболее передовыми в промышленном отношении странами в силу того, что принятие в дальнейшем проекта в качестве международного стандарта не потребует внесения изменений или пересмотра национального стандарта, а значит, не будет связано с дополнительными затратами в сфере производства. В случае одобрения разработанного рабочего проекта либо на заседании ТК или ПК, либо путем переписки с членами ТК или ПК он регистрируется в Центральном секретариате ИСО в качестве проекта предложения международного стандарта и ему присваивается регистрационный номер;
  • - проект предложения рассылается секретариатом ТК или ПК всем активным членам этого органа на замечания, и после их получения созывается международное заседание, на котором рассматривается техническое содержание проекта. Как правило, входе одного заседания не удается достичь общего решения, поэтому после каждого заседания готовится уточненный проект (первый проект, второй проект и т. д.), который рассматривается на заседаниях. Однако допускается разработка не более трех проектов, после чего рассматривается целесообразность дальнейшей разработки такого стандарта из-за невозможности достичь компромиссного решения;
  • - в случае общего одобрения заседанием рассматриваемый проект направляется в Центральный секретариат для регистрации уже в качестве проекта международного стандарта и для его рассылки на голосование активным членам данного ТК или ПК. После одобрения проекта он направляется на голосование комитетам-членам ИСО, т. е. национальным организациям по стандартизации.

Такая процедура вызвана тем, что в ряде случаев мнение специалистов в рабочих органах может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации, которая только вправе принимать окончательное решение в отношении проекта международного стандарта. Однако для сокращения сроков одобрения стандарта предусмотрено комбинированное голосование, когда проект одновременно рассылается и активным членам ТК или ПК и национальным организациям по стандартизации;

  • - проект международного стандарта считается одобренным, если за него подано две трети голосов активных членов данного ТК или ПК и против - не более четверти от общего числа голосов комитетов-членов, принявших участие в голосовании;
  • - издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО осуществляется на английском и французском языках, т. е. на рабочих языках организации. Однако ряд изданий, в частности терминологические стандарты, издаются также и на русском языке.

Процесс разработки международных стандартов в ИСО довольно продолжителен, поэтому в последнее время в ИСО рассматриваются предложения о существенном сокращении сроков разработки стандартов, в частности, путем принятия прогрессивных национальных стандартов отдельных стран в качестве международных стандартов, введения так называемых временных стандартов ИСО и др.

В области международной стандартизации наиболее представительной является Международная организация по стандартизации (International Standard Organization - ISO), созданная в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации на заседании Комитета ООН по координации стандартов.

Так как название “Международная организация по стандартизации” (International Organization for Standardization) имело бы различные сокращения на разных языках (“МОС” на русском, “IOS” на английском “OIN” на французском), ее основатели решили дать ей короткое название, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Они выбрали «ИСО» от греческого isos, что значит«равный». Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «ИСО».

Фактически работа ИСО началась в 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом её руководящих органов, дважды представитель Госстандарта В.В. Бойцов избирался президентом организации. Российская Федерация стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства.

Организации, представляющие страны, делятся на три категории: постоянные члены, члены-корреспонденты, члены-абоненты.

Постоянными членами ИСО являются национальные органы по стандартизации, наиболее экономически развитых стран. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции. Постоянные члены имеют право участвовать в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, быть избранными в состав Совета и участвовать на заседаниях Генеральной ассамблеи с правом голоса. Российскую Федерацию в качестве постоянного члена ИСО представляет Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания Генеральной Ассамблеи, технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.

Третья категория членства – члены-подписчики – была введена для стран, в которых слабо развита экономика. Члены-подписчики уплачивают льготные взносы, могут посещать семинары и учебные курсы в соответствии с планом мероприятий для развивающихся стран, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации, т.к. получают основную информацию (журналы, каталоги, справочники, руководства ИСО). Однако представители членов-подписчиков не имеют права посещать заседания технических органов и органов, определяющих политику ИСО.

Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, а также из пожертвований.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН.

На рис. 16 представлена организационная структура ИСО.

Рис. 16. Структура Международной организации

по стандартизации

Центральным органом ИСО является Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная Ассамблея рассматривает основные вопросы политики ИСО, избирает президента, вице-президентов и Совет, который руководит работой организации в период между сессиями Генеральной ассамблеи. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В ИСО функционирует около 200 технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты и рабочие группы.

Логотип ИСО представлен на рис. 17.

Рис. 17. Логотип Международной организации

по стандартизации

В соответствии с Уставом основными целями ИСО являются:

Содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире (с целью облегчения международного обмена товарами и услугами);

Развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности.

Для достижения этих целей ИСО может:

Принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;

Разрабатывать и публиковать международные стандарты;

Организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;

Сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.

ИСО – это крупнейший в мире разработчик и издательмеждународных стандартов и других видов документов. Документы ИСО:

Стандарт ИСО (Standard ISО)

Общедоступные технические требования (ISO/PAS)

Технические требования (ISO/TS)

Технический отчет (ISO/TR)

Соглашение международного семинара (IWA)

Руководство ИСО (Guide ISО).

ИСО при разработке и публикации международных стандартов учитывает интересы заинтересованных сторон: производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

Международные стандарты (МС) ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, утверждают МС в качестве обязательных на национальном уровне или в пределах отдельных предприятий. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80 % всего фонда стандартов ИСО.

ИСО разрабатывает только стандарты, на которые есть рыночный спрос. Стандарты ИСО сохраняют свою позицию как отражение современного состояния науки и техники. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения среди специалистов в данной области, которые обеспечивают структуру для совместимой в международном масштабе технологии. Они разработаны как глобально релевантные – полезные для всего мира.

За время своего существования ИСО разработала более 18500 международных стандартов и ежегодно публикует около 1100 новых международных стандартов. Диапазон технических областей, в которых работает ИСО, можно оценить по перечню международных стандартов, размещенных на официальном сайте ИСО.

Пользователи могут просмотреть этот перечень, чтобы найти библиографическую информацию о каждом стандарте и, в большинстве случаев, аннотацию. Перечень стандартов ИСО в режиме он-лайн включает Каталог ИСО с опубликованными стандартами и Техническую программу ИСО с указанием стандартов, находящихся в стадии разработки.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

(расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году . Фактически её работа началась с 1947 года . СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский , французский и русский .

Состав ИСО

На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года пройдет в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН . Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения
  • Стадия 2: Подготовительная стадия
  • Стадия 3: Стадия комитета
  • Стадия 4: Стадия вопросов
  • Стадия 5: Стадия одобрения
  • Стадия 6: Стадия публикации

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

СТАДИЯ ПОДРАЗДЕЛ СТАДИИ
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе ТК/ПК
20.20
Начато изучение рабочего черновика (РЧ)
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
РЧ одобрен для регистрации в качестве ЧК (черновика комитета)
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета (ЧК) зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за ЧК
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
ЧК возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
ЧК одобрен для регистрации в качестве ЧМС (черновика международного стандарта)
40
Стадия вопросов
40.00
ЧМС зарегистрирован
40.20
Начато голосование за ЧМС: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: ЧМС возвращён в ТК или ПК
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за ЧМС
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: ЧМС одобрен для регистрации в качестве ОЧМС (окончательная редакция черновика международного стандарта)
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за ОЧМС: 2 месяца .
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
ОЧМС возвращён в ТК или ПК
50.98
Проект удалён
50.99
ОЧМС одобрен для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного ТК или ПК
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ИСО, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ИСО/МЭК , Часть 1, Процедурные правила».

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта - подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если по крайней мере пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия 2: Подготовительная стадия

Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

Стадия 3: Стадия комитета

Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ИСО. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

Стадия 4: Стадия вопросов

Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Стадия 5: Стадия одобрения

Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

Стадия 6: Стадия публикации

Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ИСО, который публикует данный международный стандарт.

Пересмотр стандартов

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

Критика ISO

ISO/IEC

В марте 2008 года изменённая спецификация была принята как будущий стандарт ISO/IEC 29500. В частности, в Норвегии при этом были отмечены нарушения процесса стандартизации. Позже оказалось, что файлы, сохраняемые Microsoft Office 2007, не проходят тестов на соответствие стандарту, что нарушает правила принятия стандарта через процедуру Fast-Tracking , требующие, чтобы существовали реализации стандарта.

Публикация ISO/IEC DIS 29500 была отложена на период рассмотрения апелляций (30 дней).

В августе ISO отклонила апелляции стран, выступающих против принятия OOXML как стандарта, так как они не смогли получить поддержку необходимого числа участников ISO для приостановления принятия стандарта .

В конце августа государственные IT‐организации Бразилии, ЮАР, Венесуэлы, Эквадора , Кубы и Парагвая опубликовали заявление о сомнениях в нейтральности ISO.

По данным собрания ISO/IEC JTC1/SC34, подкомиссии ISO/IEC JTC1, в начале октября SC34 отправила OASIS неопубликованный запрос на передачу ей контроля над стандартом ISO/IEC 26300 (ODF), обосновывая это стремлением к лучшей совместимости между стандартами. В Groklaw также обратили внимание на то, что 9 из 20 присутствовавших на собрании в июле являлись сотрудниками или консультантами Microsoft, либо членами ECMA TC45. В результате появились подозрения в попытке захвата Microsoft контроля над ODF.

См. также

  • Стандарты ISO

Примечания

  1. The 3 official full names of ISO can be found at the beginning of the foreword sections of the PDF document: ISO/IEC Guide 2:2004 Standardization and related activities - General vocabulary
  2. The ISO Story - founding (eng). ISO. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2012. Проверено 13 декабря 2011.
  3. Как пользоваться каталогом ИСО . ISO (2010). Архивировано из первоисточника 2 февраля 2012. Проверено 13 ноября 2011.
  4. ISO - ISO members
  5. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.) . ISO (4 September 2007). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 4 сентября 2007.
  6. Front-page: OOXML triggers demonstration in Norway: «Let’s throw OOXML out of ISO»
  7. Pamela Jones Microsoft Office 2007 Fails OOXML Conformance Tests, Alex Brown Admits, Hopes For the Best (англ.) . Groklaw (21 April 2008). Проверено 22 апреля 2008.
  8. David Meyer OOXML ratification faces delay after objection (англ.) . ZDNet.co.uk . CNET Networks, Inc. (27 May 2008). Проверено 31 мая 2008.
  9. M. Kuscus, CEO, South African Bureau of Standards (SABS) Appeal from the South African national body regarding the outcome of the fast-track processing of DIS 29500 Office open XML (англ.) .(недоступная ссылка - история ) Проверено 31 мая 2008.
  10. Индия и Бразилия подали апелляцию против OOXML. Фонд Шаттлворта разъясняет ситуацию . OpenNET (30 мая 2008). Архивировано
  11. Peter Sayer India and Brazil File Appeals Against OOXML Standardization (англ.) . PC World Communications, Inc. (IDG) (30 May 2008). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 31 мая 2008.
  12. Peter Sayer Venezuela joins line appealing OOXML standard approval (англ.) . IDG News Service (3 June 2008). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 3 июня 2008.
  13. Pamela Jones Now an OOXML Protest from Denmark"s OSL (англ.) . Groklaw (31 May 2008). Проверено 2 июня 2008.
  14. Four national standards bodies appeal against approval of ISO/IEC DIS 29500 (англ.) . ISO (6 June 2008). Архивировано
  15. ISO заморозил принятие OOXML . The OpenNET Project (11 июня 2008). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 июня 2008.
  16. Pamela Jones . Groklaw (9 июля 2008). Проверено 11 июля 2008.
  17. http://www.infoworld.com/article/08/08/15/ISO_IEC_reject_appeals_approve_OOXML_spec-IDGNS_1.html ISO, IEC reject appeals, approve OOXML spec
  18. Stefan Krempl Renewed protest against the ISO certification of Microsoft"s OOXML (англ.) . Heise Media UK Ltd. (2 September 2008). Архивировано
  19. Georgina Prodhan; Sharon Lindores Microsoft decision sparks dissent amid ISO members (англ.) . Thomson Reuters (1 September 2008). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 5 сентября 2008.
  20. zoobab Norwegians leave their Standards Body in protest (англ.) . OOXML (2008). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 2 октября 2008.
  21. IT-bransjen rømmer fra Standard Norge (норв.) (29 сентября 2008). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 2 октября 2008.
  22. Skandaleprosess av Standard Norge | Åpne standarder, It-politikk, Office
  23. The Microsoft-Stacked SC 34 Committee Makes a Move (англ.) . Groklaw (2 October 2008). Проверено 4 октября 2008.
  24. djwm Is Microsoft trying to take control of ODF? (англ.) . Heise Media UK Ltd (2 October 2008). Архивировано
  25. Maxim Chirkov Microsoft может получить контроль над развитием стандарта ODF . OpenNET (2 октября 2008). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 4 октября 2008.