Большая энциклопедия нефти и газа. Обучающие и контролирующие программы как пример диалоговых программ

Cтраница 1


Контролирующая программа позволяет при наличии достаточного количества ЭВМ провести оперативное и объективное тестирование знаний студентов по данному вопросу.  

Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний - правил, норм и конструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХ и ГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

График изменения среднеарифметических показателей успеваемости в ходе учебного процесса. сплошная линия-экспериментальные группы, пунктир - контрольные группы.  

Контролирующие программы д проверки знаний правил, норм и пасности для предприятий нефтяж разрабатываются на кафедрах им.  

Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХиГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

Контролирующие программы могут содержать любое количество комментариев, позволяющих помечать модули программы и писать к ней некоторые пояснения.  

Контролирующие программы могут включаться в случайные моменты времени, определяемые, например, тем, свободно или занято устройство решением функциональных задач, или в фиксированные (заранее определенные) моменты времени. Ниже рассмотрены вопросы временнбй организации регулярных программных проверок.  

Структура контролирующей программы аналогична обучающей, отсутствует только эталонный ответ.  

Представленная структура контролирующей программы является типовой и может быть использована, при создании контролирующих программ такого типа по любому предмету. При этом управляющая часть программы может быть использована без изменения. Часть программы, содержащая блок вопросов, должна быть составлена по тематике предмета. Количество вопросов в блоке можно варьировать по своему усмотрению, но при этом необходимо ввести соответствующие изменения в управляющей части программы, в строках, где используются сведения о количестве вопросов.  

Структурная схема контролирующей программы показана на рис. 9.1. На схеме блоки расположены в последовательности, соответствующей расположению их в тексте программы. Такое расположение блоков отражает их разделение по функциональному назначению: шесть блоков в верхней части схемы непосредственно связаны с работой преподавателя (включая блок 4, который участвует как в работе руководителя, так и студента); шесть блоков нижней части схемы (включая блок 4) обеспечивают работу ЭВМ со студентом.  

Большинство же контролирующих программ составляются по примитивной схеме - обучаемому предлагается вопрос и несколько ответов, один из которых верный.  

И Известны специальные контролирующие программы, позволяющие автоматически производить отладку программы на цифровой машине. В процессе работы цифровой машины в режиме вычислений или управления могут быть ошибки и неисправности. Наиболее характерными ошибками являются сбои, которые подразделяются на систематические и случайные. Обычно сбои появляются чаще, чем неисправности.  

Таким образом, контролирующая программа, построенная по указанной выше схеме, позволяет вывести на печать замечания по работе студента и оценить ее. Если же студент, составляя алгоритм, сделал синтаксические ошибки, то в процессе трансляции эти ошибки печатаются с помощью транслятора.  

Порядок отладки задается контролирующей программе в виде специально закодированной информации.  

Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой Ордана, имеющей аналогичную структуру распределения материала.  

  • В. Этап контроля за реализацией маркетинговой программы
  • Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • Электронные издания (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

    В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

    Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

    · ·сервисные программные средства общего назначения,

    · программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

    · электронные тренажеры,

    · программные средства для математического и имитационного моделирования,

    · программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

    · информационно-поисковые справочные системы,

    · автоматизированные обучающие системы (АОС),

    · электронные учебники (ЭУ),

    · экспертные обучающие системы (ЭОС),

    · интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

    · средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

    Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

    Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.



    Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий.

    Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом

    Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации.

    Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

    Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения.

    Использование электронных средств обучения в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:



    Обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

    Компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;

    Компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

    Автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;

    Автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

    Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

    Класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;

    Вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;

    В классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

    Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

    Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

    При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.

    Презентации - наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Imdivss, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

    Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

    · обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

    · имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

    · могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

    Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

    Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ - конструкторов тестов.

    Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

    Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

    Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

    В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

    1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

    2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

    3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
    Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

    1. ваши технические возможности;

    2. используемые вами организационные формы работы;

    3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;

    4. целостность курса.

    Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.
    Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.

    Слайд 2

    Компьютерный контроль

    Компьютерный контроль (КК) - процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполнения конкретного задания/операции запланированной модели знаний с целью управления процессом усвоения материала/подготовки в обучающих системах.

    Слайд 3

    Эффективность компьютерного контроля зависит от:

    гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов способов их использования степени адаптивности созданной системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося от возможности системы распознавать ответы или действия обучающегося при выполнении тестовых заданий

    Слайд 4

    Контролирующие программы - это

    программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний.

    Слайд 5

    Предназначение контролирующих программ -

    в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учащихся по любому объему учебного материала.

    Слайд 6

    Требования к контролирующей программе:

    ввод ответа в общепринятой форме; адекватный анализ ответа; фиксация результатов контроля, их сбор, распечатка и статистический анализ.

    Слайд 7

    Определение понятия «Тест»

    Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

    Слайд 8

    Виды тестов:

  • Слайд 9

    Применение тестов

    1864г.-Дж. Фишер впервые применил тест для проверки знаний учащихся 1890 - Дж. Кеттел ввёл термин "тест" 1926г. –в России была опубликована первая серия тестов для школ 1970 г – развитие компьютерного тестирования

    Слайд 10

    Компьютерное тестирование

    Аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов.

    Слайд 11

    Основные виды компьютерных тестов:

    Психологические (тесты интеллекта) Педагогические (тесты достижений или тесты успешности)

    Слайд 12

    Преимущества компьютерного тестирования

    Массовость и кратковременность Демократичность Технологичность Дифференцирующая способность Валидность Объективность Статистический анализ информации

    Слайд 13

    Недостатки компьютерного тестирования

    Элемент случайности Не способствует развитию устной и письменной речи невозможность диагностики навыков общения (коммуникации); невозможность диагностики изобретательских качеств; невозможность диагностики оригинальности мышления в решении учебных проблем и задач

    Слайд 15

    Четыре основные формы тестовых заданий:

    1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов 2. Задания с открытой формой 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности.

    Слайд 16

    Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

    1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) – неправильные. 1.2. Выбор нескольких правильных ответов

    Слайд 17

    Задания открытой формы

    Нет готовых ответов -отвечая на задание, ученик дописывает ответ -применяется на разных этапах обучения

    Слайд 18

    Выбор формы зависит от:

    цели тестирования; содержания теста; технических возможностей; уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

    Слайд 19

    Классификация видов и уровней знаний

    1. Знание названий, имен. 2. Знание смысла слов, названий и имен. 3. Знание фактов. 4. Знание определений. 5. Сравнительные, сопоставительные знания. 6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов. 7. Ассоциативные знания. 8. Классификационные знания. 9. Причинные знания, знание причинно-следственных отношений, знание оснований. 10. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания. 11. Технологические знания. 12. Вероятностные знания. 13. Абстрактные знания. 14. Методологические знания.

    Слайд 20

    Общие требования к заданиям в тестовой форме

    логическая форма высказывания; краткость; наличие определенного места для ответов; правильность расположения элементов задания; одинаковость правил оценки ответов; одинаковость инструкции для всех испытуемых; адекватность инструкции форме и содержанию задания.

    Слайд 21

    Принципы разработки компьютерного тестирования

    Тест должен соответствовать целям тестирования; Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания; Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки; Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным; Содержание теста должно быть системным

    Слайд 22

    Что такое ЕГЭ?

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов школ Российской Федерации

    Слайд 23

    Особенности ЕГЭ:

    единое расписание единые правила проведения использование заданий стандартизированной формы (КИМ) использование специальных бланков для оформления ответов на задания проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам)

    Основное предназначение
    контролирующих программ - в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учащихся по любому объему. учебного материала разделам, параграфам, темам, терминологии, хронологии и т. д. Взаимодействие обучаемых и обучающего представлено на рис.1.

    Ребят необходимо научить правильно работать с различными видами тестов и в этом незаменимы уже созданные контролирующие тестирующие программы, например, «Репетитор по истории». Эта программа может использоваться как на этапе отработки
    материала (можно обратится к ссылке, если материал забыт или незнаком), так и на итоговом контроле.

    Например, CD-ROM «Репетитор по истории» (Кирилл и Мефодий) предполагает отработку, коррекцию и контроль знаний учащихся по различным курсам истории России с древнейших времен до XX века.

    Тестовая программа предлагает несколько сотен тестов и учитель может сделать «закладки» по определенной тематике, т. е. отобрать количество тестов в соответствии с целями контроля (см. рис. 2). Учащиеся могут выйти в ссылки и получить консультацию по непонятному вопросу, после чего продолжить тестирование (т. е. учащиеся самостоятельно осуществляют самопроверку).

    В мультимедийном учебнике истории для 9 класса «История России. XX век» предусмотрено тестирование после каждого параграфа. В тестах проверяется знание дат, последовательности исторических событий, имен исторических деятелей и событий, с ними связанных, сути исторических явлений и их характерных черт, важных статистических данных, значений терминов и определений понятий и т. п. При этом в программе заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала. Каждый раз ученику предлагается набор заданий разных типов:

    @ тест с выбором одного или нескольких вариантов ответа

    @ из предлагаемого набора (простейший вариант);

    @ приведение в соответствие статистических, хронологических и др. таблиц (ячейки правой колонки (или двух правых, если таблица состоит из трех колонок) в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой);

    @ выбор термина, соответствующего определению, описанию;

    @ кроссворд (поскольку при заполнении кроссворда учащийся сталкивается с большим количеством исторической информации, решение одного кроссворда при выставлении итоговой оценки приравнивается к трем тестам других типов).

    Важным моментом в процессе тестирования является дополнительная кнопка «Ответ готов». До ее нажатия ученик имеет возможность еще раз проверить ответ и, при необходимости, изменить его. Это защищает ученика от случайного неверного нажатия кнопки. Кроме того, время, отведенное на тестирование, неограниченно, что не создает стрессовых ситуаций для медленно работающих детей.

    Незаменимы тестирующие программы, создаваемые, исходя из целей контроля, самим учителем. Недостаток уже созданных тестирующих программ состоит в том, что тесты представлены в одном варианте, они не дают возможность проконтролировать необходимый материал. Эту проблему может решить учитель сам, т. к. в данное время разработаны оболочки для тестов, которые предполагают заполнение материалом до нескольких вариантов, осуществляя при этом автоматический подсчет баллов.

    Учащиеся могут использовать определенные демонстрационные варианты тестов по отдельным блокам курсов истории и обществознания при самоконтроле, взаимоконтроле, подготовке домашнего задания. Например, в методическом пособии учителю по курсу «Новейшая история зарубежных стран» (автор) представлены демонстрационные варианты заданий ко всем блокам. Тесты были просканированы, помещены в оболочку, предложенную в CD-ROM «История», а затем записаны на диск (см. рис.3). Эти же тесты для удобства представлены в сборнике в напечатанном варианте. В этой оболочке учитель может составить авторские сборники тестов по всем курсам истории и обществознания.

    Таким образом, выявление и оценка знаний с использованием контролирующих программ имеет неоспоримые преимущества.

    Во-первых, колоссальная экономия времени. За один урок проверке можно подвергнуть всех учащихся. Причем пока с тестом работают в течение 20 минут 12-13 учащихся, другая группа может работать с другими видами заданий («диагональная» схема урока).

    Во-вторых, учащийся проявляет полную самостоятельность в работе: сам высвечивает вопрос на экране монитора, сам обдумывает его, отвечает.

    В-третьих, особое психологическое состояние учащихся. Темп работы у учащихся разный и каждый имеет возможность индивидуально планировать время на каждый ответ.

    % правильных

    Баллы

    Оценка

    Батенева Татьяна

    Белоусов Констан.

    Климухин Андрей

    Количество неправильных

    % правильных

    Средний балл

    Контролирующие программы

    1. Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки относятся к концу 50-х годов. В то время уже имелась возможность "общения" человека с компьютером посредством используемого в качестве устройства ввода/вывода телеграфного аппарата-телетайпа. Надлежащим образом запрограммированный компьютер заносит в свою память набираемый человеком на клавиатуре телетайпа текст запроса, а по окончании ввода этого текста производит некоторый анализ его и печатает на телетайпе заранее заготовленный, или конструируемый из подходящих элементов текст ответа. Или проще - компьютер выдает на телетайп текст вопроса или условия задачи и ждет ввода с клавиатуры ответа, который затем сверяется с имеющимся эталоном, чтобы выдать оценку: верно/неверно. С тех пор во всем мире ведутся непрерывные научные поиски решения проблемы эффективного и дешевого способа обучения с помощью компьютера.

    Сегодня престиж и рейтинг учебного заведения определяются не только общим уровнем преподавания, наличием в штате сотрудников ученых с мировым именем и материально-технической базой, но и эффективностью и качеством системы контроля знаний учащихся. Несомненно, что его наиболее оперативной, современной и объективной формой является тестовый контроль в компьютерном варианте.

    Широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты так называемых авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоёмких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки.

    Известно большое количество программных продуктов, позволяющих создавать тестовые задания и использовать их для контроля знаний учащихся. Однако большая их часть не ориентирована на использование графических и других иллюстраций, или же это требует настолько неудобно, или трудно, что требует привлечения других специалистов.

    Создание обучающих и контролирующих средств - сложная и трудоемкая работа, требующая совместных усилий опытных преподавателей-лекторов, разработчиков программных средств, программистов и др. Наиболее сложной является работа по созданию учебников и учебных пособий, лабораторных практикумов, тестовых материалов. Широкомасштабному ведению такой работы в вузах препятствует отсутствие финансовых ресурсов для ее стимулирования. В результате она проводится бессистемно, главным образом силами отдельных преподавателей и работников ИТ-подразделений.

    Серьезным препятствием при создании обучающе-контролирующих программ является и недостаточный уровень компьютерной подготовки профессорско-преподавательского состава.

    2. В конце 80-х годов проблемной лабораторией электронных вычис­лительных машин Московского государственного университета была создана микрокомпьютерная система обучения "Наставник".

    Типовой вариант системы рассчитан на обучение одновременно до 32 учащихся, обслуживаемых одним микрокомпьютером. Система проста и удобна в управлении, не требует специальной подготовки преподавателей и удобна для обучаемых. Все общение с компьютером происходит по подсказкам и контролем с его стороны.

    Программное обеспечение системы состоит из пяти частей. Три части, "Обучение", "Экзамен", "Тест", обеспечивают возможность проведения соответствующих заня­тий.

    Подсистемы "Экзамен" и "Тест" предназначены для контроля знаний и умений. В режиме "Экзамен" обучаемый получает от преподавателя набор секций, в которых получает определенное преподавателем число упражнений с ограниченным числом попыток ответов. Верные ответы подтверждаются, а неверные отрицаются, однако справки не выдаются. "Тест" отличается от "Экзамена" тем, что каждый учащийся отвечает на все имеющиеся в учебном материале вопросы, причем попытка ответа предоставляется только одна. Ответы не подтвержда­ются и не отрицаются. Вся работа учащегося протоколируется. Учебно-методическое оснащение наименее фиксировано и наиболее открыто для наращивания и развития. Жестко определены только форматы и правила оформления учебных материалов. Никаких ограничений по тематике и содержанию учебных материалов, равно как и методик или дидактических приемов, кроме необходимости выражаться в форме множественного выбора, нет.

    3. Последние годы в педагогической практике все большее распространение получают компьютерные обучающие программы, разработанные для совершенствования и поддержки учебного процесса. Компьютерные обучающие программы служат учебным пособием преподавателю и студенту, могут не только обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т.д.

    Предлагается модуль компьютерных обучающих программ, рассматривающий фрагмент курса «Дискретная математика» - тему «Разбиение графа на максимальные сильно-связные подграфы». Исследуются два метода решения задачи – метод Мальгранжа и матричный метод.

    Работа с модулем компьютерных обучающих программ возможна в режимах обучения и контроля. В режиме обучения студенту предоставляется возможность ознакомится с теоретическим материалом и рассмотреть основные этапы алгоритма на примерах, в которых иллюстрации сопровождаются комментариями. Контроль знаний осуществляется посредством тестирования. В качестве тестового задания студенту предлагается решить задачу отыскания прямого и/или обратного транзитивного замыкания на графе, заданного матрицей смежности. Студенту выставляется оценка с учетом сложности теста и числом допущенных ошибок. Полученная оценка может быть улучшена, для этого необходимо пройти тест заново, изменив уровень сложности задания.

    При работе с модулем компьютерных обучающих программ формируется база данных, в которой накапливаются сведения о студентах, прошедших тестирование (фамилия, группа, оценка), т.е. предусмотрена возможность ведения электронного журнала преподавателя.

    Использование модуля компьютерных обучающих программ в учебном процессе позволит повысить эффективность учебного процесса (занятия), сократить непроизводительные затраты времени обучаемого, оптимизировать преподавательскую деятельность посредством высвобождения времени для индивидуальной работы со студентами, а также стимулирует студентов к повышению уровня знаний.

    Предлагаемый модуль компьютерных обучающих программ универсален, т.е. может быть использован и при очном обучении, и в компьютерной библиотеке, и при самостоятельной работе дома.

    4. Тесты бывают двух видов :

    • традиционные ; Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности студентов. При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).
    • нетрадиционные. Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами. интегративные - нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин. Проведение подобного тестирования проводится, как правило, при интегративном обучении. Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое. Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.