Система проверки знаний и оценки результатов обучения на уроках истории в школе VIII вида. Конспект урока по истории России на тему "Восточные славяне" (6 класс)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методическая разработка раздела программы по математике «Обыкновенные дроби» учитель математики Белова Н.П. М Б ОУ « Основная общеобразовательная ш кола № 13 »

Цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся Федеральные государственные стандарты второго поколения: Формирование совокупности универсальных учебных действий; Новые требования к результатам обучения 1. Л ичностные; 2. Метапредметные; 3. Предметные; Системно – деятельностный подход: 1. Организация разнообразной учебной деятельности; 2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося.

Особенности программы учебного курса «Математика» Увеличение активных форм работы учащихся; Развитие интеллекта учащихся; Приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения и доказательства.

Раздел программы «Обыкновенные дроби» Предметные цели обучения: Систематическое развитие понятия числа Выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами. Цели личностного развития: Развитие логического мышления. Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность Развитие интереса к математическому творчеству. Метапредметные цели обучения: Создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности

Индивидуальный подход в обучении Ребенок – субъект собственного развития Учет физиологических, психических, возрастных особенностей Личное изучение педагогом особенностей развития и общения каждого учащегося. Учет склонностей и интересов учащихся. Уровневая дифференциация заданий

Цели и задачи раздела «Обыкновенные дроби» Основная цель: познакомить каждого учащегося с понятием дроби. Познавательные задачи: Познакомить учащихся с основными понятиями данной темы; Формировать умения отмечать дробные числа на оси координат; Формировать умения читать, сравнивать, понимать, выполнять арифметические действия.

Развивающие задачи: Развивать восприятие, внимание, память; Развивать умения сравнивать, анализировать; Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике. Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес к предмету; Воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе; Содействовать рациональной организации труда.

Психолого- педагогическое объяснение специфика восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Познавательные процессы школьников Произвольность Устойчивость Продуктивность

Психологические особенности учащихся 5 класса ПАМЯТЬ Преобладание механического запоминания, которое вызывает затруднения в обучении МЫШЛЕНИЕ Преобладает словесно – логическое и образное, менее развито абстрактное мышление. САМОКОНТРОЛЬ Недостаточное сформированное произвольное внимание, требует развития. РЕЧЬ Речь влияет на развитие мышления, требуется постоянное развитие речи.

Ожидаемые результаты Учащиеся будут знать и понимать Учащиеся будут уметь Понятия окружности, круга и их элементов. Изображать окружность и круг Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя. Читать и записывать обыкновенные дроби Правило сравнения дробей Называть числитель и знаменатель Понятия правильной и неправильной дроби Изображать дроби Правила сложения и вычитания дробей Распознавать и решать три основные задачи на дроби

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм, организации деятельности учащихся Технология индивидуального обучения Дифференцированный подход Дидактические игры Устная работа Тестирование

Система знаний и система деятельности Система знаний – общенаучные знания и законы, знания профильного характера. Система деятельности – познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность.

2 блок 5 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 6 Деление и дроби 5 Смешанные числа

Система уроков по теме № урока в разделе программы Тема урока. Изучаемый материал на уроке Тип урока Форма урока Форма организации познавательной деятельности учащихся 1 Окружность и круг. Понятия: окружность, круг, центр, радиус, диаметр, полукруг, дуга. Окружность, круг и точка. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – лекция Фронтальная 2 Окружность и круг. Задачи на построение по радиусу и диаметру. Комбинированный Урок - практикум Коллективная 3 Доли и дроби. Работа с долями: половина, треть, четверть. Понятие обыкновенных дробей. Комбинированный Урок- игра Фронтальная 4 Доли и дроби. Работа с долями. Изображение на координатном луче. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Индивидуальная 5 Доли и дроби. Решение задач. Урок системати-зации и обобщения знаний. Урок - соревнование Групповая 6 Сравнение дробей. Графическое изображение равенства дробей. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная

7 Сравнение дробей. Изображение дробей и их сравнение на координатном луче. Запись неравенств. Комбинированный Урок решения задач Коллективная 8 Сравнение дробей. Вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Закрепление изученного материала. Урок – исследование. Групповая 9 Правильные и неправильные дроби. Понятия правильных и неправильных дробей. Комбинированный Урок- лекция. Фронтальная 10 Правильные и неправильные дроби. Решение задач с использованием дробей. Урок закрепления изучаемого материала Урок- практикум. Коллективная 11 Обобщение. Обобщение и систематизация знаний. Урок – путешествие Коллективная 12 Контрольная работа №7 Урок проверки знаний Контрольная работа Индивидуальная 13 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вывод правила сложения и вычитания графическим способом. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – исследование. Коллективная 14 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Выполнение действий в примерах, выражениях, уравнениях. Урок закрепления изучаемого материала. Урок решения задач Групповая 15 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач на сложение и вычитание дробей. Урок проверки знаний Самостоятельная работа Индивидуальная

16 Деление и дроби. Объяснение связи деления и дроби. Перевод записи. Получение дробного числа путем деления. Урок усвоения новых знаний учащихся. Урок – практикум. Индивидуальная 17 Деление и дроби. Решение задач на деление с получением дробного числа. Комбинированный Урок решения задач Индивидуальная 18 Смешанные числа. Понятие смешанного числа, его представления в виде суммы целого и дробного числа. Комбинированный Урок – практикум. Групповая 19 Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Урок повторения Урок решения задач Групповая 20 Смешанные числа. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Комбинированный Урок решения задач Фронтальная 21 Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение смешанных дробей. Случай получения неправильной дроби при сложении дробных частей. Комбинированный Урок - практикум. Коллективная 22 Сложение и вычитание смешанных чисел. Случай, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Урок проверки знаний. Урок - зачет Индивидуальная 23 Сложение и вычитание смешанных чисел. Вычитание дроби из целого числа. Решение задач и уравнений с обыкновенными дробями. Систематизация знаний Урок взаимообучения Групповая 24 Обобщение. Обобщение, закрепление изучаемого материала. Урок - игра Групповая 25 Контрольная работа №8 Урок проверки оценки знаний. Контрольная работа Индивидуальная

Актуальность курса 1.Определяется значимостью понимания школьниками особого положения курса «Обыкновенные дроби» в школьном курсе математики 2.Безупречное знание действий с обыкновенными дробями требуется от каждого ученика для дальнейшего усвоения математики

Пояснительная записка

Урок № 24 «Обобщение.Подготовка к контрольной работе» Цели урока: 1. Систематизировать знаний учащихся по теме, совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем

Знают 1.Понятие дроби, правильной и неправильной дроби.понятие смешанного числа 2.Понятие сравнения дробей

Умеют 1.Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем 2.Выделять целую часть из неправильной дроби. 3.Записывать смешанное число в виде неправильной дроби 4.Отмечать дроби на числовом луче 5.Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями

Осознают 1. Роль аналогии и обобщения в получении новых знаний 2. Роль темы для дальнейшего изучения курса

Методы и формы организации деятельности Применяемые методы обучения: Частично- поисковый; Исследовательский; Проблемный; Репродуктивный. Формы организации деятельности. Коллективная; Парно- групповая; Фронтальная работа; Индивидуальная.

Оборудование урока Компьютер, мульти - медийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы. Карточки самооценки


Проверка знаний и умений в обучении истории.

Выполнила

Кукелева И.А. учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №10» г. Петрозаводска

2009 г.

  1. Введение.
  2. Функции и виды диагностик для определения знаний учащихся.
  1. Заключение.

6. Список литературы.

Введение

Учитель должен знать чему научил,

учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена. Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности это связано с контролем на уроках истории. В наши дни контроль рассматривается многими исследователями как своеобразный «метод обучения», в частности так его определяет И.П. Подласый, принимая во внимание не только обучающую, но и воспитательную функции.

Основная цель данной работы состоит в обобщении знаний по заявленной проблеме, а так же анализе собственного опыта в вопросе проверки знаний и умений школьников на уроках истории.

Цель определяет основные задачи работы:

  1. Рассмотреть функции и виды диагностики.
  2. Обосновать выбор методов диагностики при учете индивидуальных и возрастных особенностей.
  3. Выделить наиболее часто употребляемые методы контроля знаний в своей практике.
  4. Подвести итоги и сделать выводы по заявленной проблеме.

Несмотря на наличие, достаточно большого числа работ по методике преподавания истории и работ по проблемам проверки и оценки знаний учащихся, затронутая нами тема и сейчас не утратила своей актуальности. Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт современных учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Проблема оценивания знаний достаточно актуальна, соответственно и выбор методов проведения контроля важен во всех аспектах. Диагностика знаний, уровень обученности детей проблема, которая требует особого отношения к себе потому, что в условиях современной системы образования важно оценить ребенка объективно, но это очень сложно сделать в рамках строгой пятибалльной системы.

Объект исследования : контроль знаний учащихся как один из факторов обучения истории.

Предмет: методика организации контроля знаний в процессе обучения истории.

Гипотеза исследования: при методически грамотной организации контроля знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.

Функции и виды диагностик для определения

Знаний учащихся

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе, знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта

Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций:

Проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

Ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

Воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории, влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

Методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль над процессом овладения историческими знаниями учащимися.

Корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся, и собственные усилия по управлению ею.

Так же принято выделять виды диагностик:

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование. При наличии компьютерного класса используются контролирующие программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, насколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь.

Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит, учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними. Данная проблема стоит наиболее остро при работе с незнакомым классом.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,
  • систематичность,
  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Типы контроля знаний учащихся.

Наиболее распространенный тип контроля на уроках истории это устный опрос , ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

Необходимо обратить внимание на организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

  1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.

Это – обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится с помощью методических приемов. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой

  1. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя, таким образом, знания и активность каждого.

После небольшой паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.

  1. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости.

Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока. Наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса. Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей. Важно, научить детей правильно строить рассказ для этого можно в 5-6 классах изготавливать карточки с планом для логически связанного ответа, дальше детям необходимо напоминать это в устной форме, но при необходимости можно вновь записать. (Приложение) Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного ответа является план ответа на доске. На наш взгляд эффективным является запись на доске фрагментов текста, благодаря которым дети также смогут построить связанный рассказ. Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и те, кто умеет бойко изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Им обязательно надо поставить дополнительный вопрос на понимание изложенного. После ответа, необходимо кратко разобрать ответ учащегося. При постановке вопроса необходимо соблюдать некоторые основные правила: вопрос должен быть четко сформулирован, учащийся должен его не только правильно услышать, но и понять, он должен быть посилен конкретному учащемуся.

Следующим достаточно распространенным типом контроля знаний является метод тестирования . Тестирование осуществляется во всех классах. С учетом изменения итогового контроля в выпускных классах в форме ЕГЭ данный тип контроля занимает особое место. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и форм» (Н.И. Кондаков Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Тестов издается много. Достаточно просто составить тест и самим. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:

  1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.
  2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
  3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.
  4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

И, тем не менее, тестирование необходимо, особенно на уроках истории.

Целесообразнее всего использовать тестирование в следующих ситуациях:

  1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или раздела курса.
  2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
  3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым столом» и т.п.
  4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
  5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

Длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);

Периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела

и т.д.);

Комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто- событийных, хронологических, синхронических).

Проблемой разработки тестов занимается достаточно большое количество исследователей. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

1. Итоговое тестирование. Проводиться на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее

2. Тестирование в ходе обучения.

(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: - 1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью выявления:

  1. хронологических знаний
  2. картографических знаний и умений
  3. знания главных и неглавных исторических фактов
  4. теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по структуре и содержанию характер. Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и осмысленным.

Не смотря на то какой тест используется при проверке знаний детей по истории необходимо чтобы они отвечали ряду критериев:

Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность знаний, значимость знаний и т.п.

Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию выявления знаний учащихся.

В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших затрат времени.

В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи между ними тесты не обеспечивают.

Контрольная работа носит письменный характер. Используется достаточно часто и может содержать в себе различные задания. При выделении времени на контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.

Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по одному или нескольким вариантам без использования, каких бы то ни было источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся.

Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных самими учащимися источников. На основе этого способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью урока, если же урок носит характер повторения значительного объема изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных карт, этому виду работы может

быть посвящен весь урок.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях. Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3 минуты.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания» (словарь русского языка.) Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них

участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

Зачет достаточно распространенная форма контроля, сочетающая в себе различные задания. Проводится как итог четверти либо как заключительный этап изучения темы.

Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия. Для наиболее продуктивной работы необходимо сочетать все виды контроля.

При использовании различных видов контроля учителю необходимо ориентироваться на возраст и индивидуальные особенности учащихся. В первую очередь необходимо ориентироваться на класс и в целом его подготовку по пройденной теме, не стоит давать задания, которые будут не по силам большей части детей, логичнее самые трудные задания при итоговом контроле пометить звездочкой. Обязательно необходимо предупредить детей, что данные занятия будут повышенной сложности. Также каждый вид контроля должен быть ориентирован на возраст учащихся. Соблюдение подобных не сложных правил позволит проводить контроль знаний и умений школьников более эффективно как для учителя, так и для детей.

Проверка знаний и умений школьников на собственных уроках истории.

Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский.

В собственной практике на уроках истории предпочитаю использовать не только классические формы контроля знаний, но и современные. К современным формам контроля отношу работы старшеклассников, а именно составление презентаций, написание эссе по заданной теме, а так же развернутые письменные ответы на проблемные вопросы.

Начиная с 5 класса, успешно провожу контроль знаний в форме карточек с вопросами и определениями стараюсь использовать их каждый урок по 3-4 штуки. По возможности, в соответствии с темой урока, для активизации познавательной деятельности учащихся, контролирую знания в форме различных интересных заданий, например, восстановление событий в хронологической последовательности, составление кроссвордов, ответы на вопросы заданные в стихотворной форме, составление рассказа по картине и по ситуации.

Также, считаю необходимым отметить, что достаточно эффективным для проверки, а также закрепления знаний является использование тетрадей, которые выпускаются в соответствии с учебником.

Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы. Тексты с ошибками – мало изученная и мало используемая форма контроля. Они являются не только одной из форм опроса учеников, но и удобным источником дополнительной информации по различным темам, а так, же могут послужить примером для домашнего сочинения. Кроме того, при выполнении заданий этого типа у учащихся вырабатывается навык сравнительного анализа. При работе без учебника проверяются знания фактического материала. Работая над текстами, школьники привыкают отличать правдоподобные сведения от грубых заблуждений.

Достаточно сложным заданием для учеников является вставка пропущенных слов в текст. Чаще всего дети знают исторические термины, но не правильно их употребляют в речи, подобные текст помогают составлять связанный рассказ.

Практиковала на своих уроках такую форму контроля, как исторический диктант. Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д.

Лабораторная работа достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с текстом учебника ребята переходят к работе с реальными историческими документами. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как исторический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать исторические задачи, потом выполнить работу с документом, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Так как зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета

Глава 5. Типы контрольных уроков
^ Контрольный урок
На таком уроке по теме или разделу ведётся поэтапный контроль и выявляются пробелы в знаниях учащихся. Среди приёмов работы может быть исторический диктант или тестирование, составление сравнительной таблицы или заполнение контурной карты. Учитель применяет такие методы контроля, чтобы установить, в какой мере ученики помнят изученный материал или какова их способность воспринимать и удерживать в памяти полученную на уроке информацию. Для этого проводят письменный опрос по только что изученному или объяснённому учителем новому материалу. Ученикам полезно сравнить письменную работу с соответствующим содержанием учебника, выявить недостатки. На таком уроке полезно сочетать письменный и устный опрос.
^ Урок проверки и учёта знаний
Этот урок близок по своим задачам к контрольному. Здесь не ставится задача обобщения знаний, а лишь их выявление и оценка. Отсроченная проверка требует усвоения опорных фактов, отработки базовых знаний. Начинается урок со вступительного слова учителя о той тематике, которая будет повторяться письменно или устно. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разбираются учителем на одном из последующих уроков или же рецензируются самими учениками после домашней подготовки.

Если учитель хочет выяснить, как ученики усвоили тему, он предлагает им из перечня основных вопросов темы выбрать несколько для письменного ответа. Чтобы не было списывания, соседям по парте даются разные вопросы. Работы покажут, на какие вопросы ученики дали ответы, а какие оставили без внимания. К ним учителю придётся вернуться на последующих уроках.
^ Беседа и взаимоопрос
При организации фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Чтобы активизировать работу учеников всего класса, учитель сначала ставит вопрос, даёт немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика. В целях активизации памяти, мышления и внимания учитель начинает вопрос со слов: «давайте вспомним», «как вы думаете», «правильно ли такое высказывание».

Неточности ответа исправляются сразу, по ходу беседы самими учениками или учителем. В случае необходимости учитель предлагает дополнительные вопросы. По каждому пункту плана учитель делает краткие заключения. Вопросы беседы должны быть лаконичными по содержанию, точными с научной точки зрения, грамматически и стилистически правильными, дидактически простыми и доступными.

Беседа должна помочь сравнить исторические факты, выявить связи между ними, выделить главное и подвести учеников к определённым выводам. Беседа стимулирует

учащихся, побуждает их к решению поставленных задач. В более подготовленном классе ученики делают обобщения самостоятельно. В менее подготовленном в конце беседы учитель сам подводит краткий итог и выставляет оценки.

На уроке, возможен взаимоопрос учащихся. Учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок, поручает ученикам дома составить вопросы и задания. Накануне занятия формулировки вопросов и заданий корректируются и исправляются. Ученик, задающий вопрос, должен знать на него ответ, иначе он не сможет внести исправления и оценить. На уроке к доске выходит хорошо подготовленный ученик или несколько менее подготовленных учеников (им даётся больше времени на обдумывание). Сначала им всем по очереди задают вопросы ученики, фамилии которых называет учитель. Потом в той же очерёдности следуют ответы. Ученик ответил, и ему задают новый вопрос. Пока он обдумывает, на вопросы отвечают два других ученика. Возможно проведение взаимоопроса - состязания двух учащихся или учеников класса по цепочке.

^ Уроки обобщающего повторения
Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в

целом. Их цель - систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно – следственным связям.

Правильно поставленная цель урока позволяет определить базовое содержание повторение, отобрать основной материал и разработать вопросы и задания. За несколько дней до урока учитель сообщает ученикам тему, план проведения занятия, даёт вопросы и задания. Содержание предстоящей работы обсуждается вместе с учащимися, а вопросы и задания к уроку вывешиваются в классе.

Повторительно-обобщающие уроки могут быть в виде практической работы или беседы. Беседа преобладает в среднем звене учащихся. Учитель проводит её по заранее продуманному плану. Обсуждается каждый пункт плана по вопросам, органически связанным друг с другом. Обсуждение может проходить в ходе развёрнутых ответов отдельных учащихся.

Иногда к повторительно–обобщающим урокам относят школьные лекции и экскурсии. Однако на них бывает сложно обобщить знания учеников. Задача этих форм занятий в большей степени в том, чтобы повторить, закрепить, конкретизировать изученный ранее материал. Повторительно–обобщающий урок может включать в себя не только устные ответы, но и письменные работы учеников: решение задач, выполнение заданий, тестов, заполнение хронологических, систематизирующих таблиц.
^ Уроки итогового повторения
Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель - закрепить знания важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы от начала до завершения. Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той последовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определённую точку зрения на изученные события истории. Учащиеся применяют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждаемым проблемам проводится в развёрнутом резюме учителя. Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы.
^ Зачётная система обучения
В последнее время она шире применяется в практике школ. Активно работающие учащиеся получают зачёт автоматически. Зачёт сдают лишь те ученики, кому надо ликвидировать пробелы в знаниях. Из числа учеников, получивших зачёт, назначаются помощники учителя. Им учитель даёт вопросы и задания для проведения зачёта, или готовят вопросы и задания самостоятельно. В последнем случае учитель перед зачётом просматривает и корректирует подготовленный помощниками материал, называет фамилии тех, кто им будет сдавать зачёт. Группы из двух- трёх человек рассаживаются за столами, и помощники начинают выявлять и оценивать качество знаний. Если учитель

сомневается в оценке, то задаёт ответившему дополнительные вопросы и после уточнения ставит оценку в журнал.

^ Применение икт при организации контроля знаний
Одним из направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. В данном случае очень целесообразно использовать компьютер. Существуют программы под названием «Готовимся к ЕГЭ». Данная программа содержит все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта.

Заключение
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании». Основой реформирования образовательной системы стал принцип приоритета личности. В соответствии со стратегией развития исторического и обществоведческого образования осуществлён отказ от монополии государственно- партийной идеологии и начат переход к плюрализму идей. Всё это, конечно же, отразилось на процессе обучения. Стали меняться методы, структура, формы организации и проведения уроков. Учителя и учащиеся получили возможность выбирать различные виды занятий. Произошёл отказ от командных, директивных методов ведения урока. Предмет можно изучать последовательно, а можно крупными блоками или по циклам. Занятия могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными с посещением консультаций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекционно-семинарская зачётная система по типу вузовской. Всё это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способностей учащихся.

Обучение истории требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы учащихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и ученика. Обучать истории - это значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса.

Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам.

Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования.

Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ лишает систему мотивирующей функции, т.е. не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок.

В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретённых знаний, умений, навыков, а учёта их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку.

Поэтому надо пытаться сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремиться к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счёт дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребёнка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребёнке заложены определённые наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует чётко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума.

Для реализации выше сказанного преподавание должно основываться на следующих основных принципах:


  1. Сотрудничество обучаемых и обучающихся.
Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат, т.е. должна быть определённая мотивация.

  1. Эффективность стратегии преподавания.

Применение той или иной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса к предлагаемому взаимодействию. Применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя.


  1. Стратегия преподавания должна быть целесообразной.

Метод должен «работать» на выполнение определённой задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: почему занятие будет построено именно так, а не иначе? При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами - подчас очень интересный и «красивый» методический подход может быть чересчур энергоёмким и затратным по времени.


  1. Вариативность.

Не следует злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы. В преподавании необходимо максимальное разнообразие как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности учащихся, она должна быть максимально разнообразной, но это разнообразие не должно быть искусственным.


  1. Творческий подход.
В методике не должно быть застывших догм и окончательных правил.

  1. Наличие алгоритма.

Необходимо иметь разработанную последовательность использования приёмов преподавания на конкретном занятии. Каждый метод должен иметь чёткую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов.


  1. Демократичность.

Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях уважения других точек зрения (мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.п.)
Только при соблюдении данных принципов возможен эффективный результат в процессе образования и воспитания.

Список литературы


  1. Артасов И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, - 2006. - №9.

  2. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – Л.,1999г.

  3. Журин И.А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний. Преподавание истории в школе, - 2008. - №4.

  4. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания. Преподавание истории в школе, - 2005. - №7

  5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва. 2000г.

  6. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – Москва. 2000г.

  7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – Москва. 2000г.

  8. Юцявичене П. « Теория и практика модульного обучения». – Каунас, 1989 г.

Контрольный урок

На таком уроке по теме или разделу ведётся поэтапный контроль и выявляются пробелы в знаниях учащихся. Среди приёмов работы может быть исторический диктант или тестирование, составление сравнительной таблицы или заполнение контурной карты. Учитель применяет такие методы контроля, чтобы установить, в какой мере ученики помнят изученный материал или какова их способность воспринимать и удерживать в памяти полученную на уроке информацию. Для этого проводят письменный опрос по только что изученному или объяснённому учителем новому материалу. Ученикам полезно сравнить письменную работу с соответствующим содержанием учебника, выявить недостатки. На таком уроке полезно сочетать письменный и устный опрос.

Урок проверки и учёта знаний

Этот урок близок по своим задачам к контрольному. Здесь не ставится задача обобщения знаний, а лишь их выявление и оценка. Отсроченная проверка требует усвоения опорных фактов, отработки базовых знаний. Начинается урок со вступительного слова учителя о той тематике, которая будет повторяться письменно или устно. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разбираются учителем на одном из последующих уроков или же рецензируются самими учениками после домашней подготовки.

Если учитель хочет выяснить, как ученики усвоили тему, он предлагает им из перечня основных вопросов темы выбрать несколько для письменного ответа. Чтобы не было списывания, соседям по парте даются разные вопросы. Работы покажут, на какие вопросы ученики дали ответы, а какие оставили без внимания. К ним учителю придётся вернуться на последующих уроках.

Беседа и взаимоопрос

При организации фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Чтобы активизировать работу учеников всего класса, учитель сначала ставит вопрос, даёт немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика. В целях активизации памяти, мышления и внимания учитель начинает вопрос со слов: «давайте вспомним», «как вы думаете», «правильно ли такое высказывание».

Неточности ответа исправляются сразу, по ходу беседы самими учениками или учителем. В случае необходимости учитель предлагает дополнительные вопросы. По каждому пункту плана учитель делает краткие заключения. Вопросы беседы должны быть лаконичными по содержанию, точными с научной точки зрения, грамматически и стилистически правильными, дидактически простыми и доступными.

Беседа должна помочь сравнить исторические факты, выявить связи между ними, выделить главное и подвести учеников к определённым выводам. Беседа стимулирует

учащихся, побуждает их к решению поставленных задач. В более подготовленном классе ученики делают обобщения самостоятельно. В менее подготовленном в конце беседы учитель сам подводит краткий итог и выставляет оценки.

На уроке, возможен взаимоопрос учащихся. Учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок, поручает ученикам дома составить вопросы и задания. Накануне занятия формулировки вопросов и заданий корректируются и исправляются. Ученик, задающий вопрос, должен знать на него ответ, иначе он не сможет внести исправления и оценить. На уроке к доске выходит хорошо подготовленный ученик или несколько менее подготовленных учеников (им даётся больше времени на обдумывание). Сначала им всем по очереди задают вопросы ученики, фамилии которых называет учитель. Потом в той же очерёдности следуют ответы. Ученик ответил, и ему задают новый вопрос. Пока он обдумывает, на вопросы отвечают два других ученика. Возможно проведение взаимоопроса - состязания двух учащихся или учеников класса по цепочке.

Уроки обобщающего повторения

Осмыслению и обобщению изученного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в

целом. Их цель - систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно – следственным связям.

Правильно поставленная цель урока позволяет определить базовое содержание повторение, отобрать основной материал и разработать вопросы и задания. За несколько дней до урока учитель сообщает ученикам тему, план проведения занятия, даёт вопросы и задания. Содержание предстоящей работы обсуждается вместе с учащимися, а вопросы и задания к уроку вывешиваются в классе.

Повторительно-обобщающие уроки могут быть в виде практической работы или беседы. Беседа преобладает в среднем звене учащихся. Учитель проводит её по заранее продуманному плану. Обсуждается каждый пункт плана по вопросам, органически связанным друг с другом. Обсуждение может проходить в ходе развёрнутых ответов отдельных учащихся.

Иногда к повторительно–обобщающим урокам относят школьные лекции и экскурсии. Однако на них бывает сложно обобщить знания учеников. Задача этих форм занятий в большей степени в том, чтобы повторить, закрепить, конкретизировать изученный ранее материал. Повторительно–обобщающий урок может включать в себя не только устные ответы, но и письменные работы учеников: решение задач, выполнение заданий, тестов, заполнение хронологических, систематизирующих таблиц.

Уроки итогового повторения

Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа или лекция учителя. Их цель - закрепить знания важнейших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы от начала до завершения. Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той последовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определённую точку зрения на изученные события истории. Учащиеся применяют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждаемым проблемам проводится в развёрнутом резюме учителя. Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы.

Зачётная система обучения

В последнее время она шире применяется в практике школ. Активно работающие учащиеся получают зачёт автоматически. Зачёт сдают лишь те ученики, кому надо ликвидировать пробелы в знаниях. Из числа учеников, получивших зачёт, назначаются помощники учителя. Им учитель даёт вопросы и задания для проведения зачёта, или готовят вопросы и задания самостоятельно. В последнем случае учитель перед зачётом просматривает и корректирует подготовленный помощниками материал, называет фамилии тех, кто им будет сдавать зачёт. Группы из двух- трёх человек рассаживаются за столами, и помощники начинают выявлять и оценивать качество знаний. Если учитель

сомневается в оценке, то задаёт ответившему дополнительные вопросы и после уточнения ставит оценку в журнал.

Применение икт при организации контроля знаний

Одним из направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. В данном случае очень целесообразно использовать компьютер. Существуют программы под названием «Готовимся к ЕГЭ». Данная программа содержит все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта.

Заключение

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании». Основой реформирования образовательной системы стал принцип приоритета личности. В соответствии со стратегией развития исторического и обществоведческого образования осуществлён отказ от монополии государственно- партийной идеологии и начат переход к плюрализму идей. Всё это, конечно же, отразилось на процессе обучения. Стали меняться методы, структура, формы организации и проведения уроков. Учителя и учащиеся получили возможность выбирать различные виды занятий. Произошёл отказ от командных, директивных методов ведения урока. Предмет можно изучать последовательно, а можно крупными блоками или по циклам. Занятия могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными с посещением консультаций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекционно-семинарская зачётная система по типу вузовской. Всё это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способностей учащихся.

Обучение истории требует многообразия и вариативности форм организации учебного процесса и методов обучения, использования всех видов самостоятельной работы учащихся, переход к диалогу и сотрудничеству учителя и ученика. Обучать истории - это значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса.

Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам.

Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования.

Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ лишает систему мотивирующей функции, т.е. не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок.

В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретённых знаний, умений, навыков, а учёта их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку.

Поэтому надо пытаться сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремиться к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счёт дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребёнка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребёнке заложены определённые наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует чётко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума.

Для реализации выше сказанного преподавание должно основываться на следующих основных принципах:

    Сотрудничество обучаемых и обучающихся.

Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат, т.е. должна быть определённая мотивация.

    Эффективность стратегии преподавания.

Применение той или иной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса к предлагаемому взаимодействию. Применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя.

    Стратегия преподавания должна быть целесообразной.

Метод должен «работать» на выполнение определённой задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: почему занятие будет построено именно так, а не иначе? При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами - подчас очень интересный и «красивый» методический подход может быть чересчур энергоёмким и затратным по времени.

    Вариативность.

Не следует злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы. В преподавании необходимо максимальное разнообразие как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности учащихся, она должна быть максимально разнообразной, но это разнообразие не должно быть искусственным.

    Творческий подход.

В методике не должно быть застывших догм и окончательных правил.

    Наличие алгоритма.

Необходимо иметь разработанную последовательность использования приёмов преподавания на конкретном занятии. Каждый метод должен иметь чёткую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов.

    Демократичность.

Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях уважения других точек зрения (мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.п.)

Только при соблюдении данных принципов возможен эффективный результат в процессе образования и воспитания.

Список литературы

    Артасов И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, - 2006. - №9.

    Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – Л.,1999г.

    Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания. Преподавание истории в школе, - 2005. - №7

    Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва. 2000г.

    Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – Москва. 2000г.

    Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – Москва. 2000г.

    Юцявичене П. « Теория и практика модульного обучения». – Каунас, 1989 г.

Предмет: информатика

Класс: 8

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления».

Урок – игра «Научное кафе»

Пятый урок по теме: «Математические основы информатики»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Форма: дидактическая играприменяются: практическая, фронтальная форма, работа в группе, ИКТ

Цель урока

Задачи урока

В игровой форме создать условия для обобщения и проверки усвоения, полученных знаний, умений и навыков учащихся, полученных по теме «Системы счисления».

    Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Системы счисления».

    Повторить основные понятия темы; правила перевода из одной системы счисления в другую;

    Стимулировать познавательную деятельность учащихся;

    Развивать логическое мышление, путем решения нестандартных задач;

    Воспитывать умение работать командой.

Предполагаемый результат

Знать:

Уметь:

Компетенции УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная, коммуникативная

Технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карты оценивания

Ход урока

Компетенции/

аспекты/УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: организационный 3мин.

Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» «могу»

Здравствуйте, ребята! Приглашаю сегодня вас в наше «Научное кафе». Число – это величина, которое по определенным правилам складывается из цифр. Эти правила называются...Чтобы ответить разгадайте ребус (слайд 3).

Перед уроком вы получили приглашения, номер которого записан в двоичной системе счисления, переведите его в десятичную систему счисления и займите свои места в командах. Обсудите, как будет называться ваша команда и выберите капитана.

Проявление интереса к материалу урока. Правила проведения урока-игры, правила поведения работы в группе. Учащиеся знакомятся с составом команд, придумывают название команд и представляют ее.

Коммуникативная

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока.

«Все сущее есть число. Пифагор». (слайд 5).Прочитайте наш эпиграф к уроку, как вы думаете, почему я выбрала этот эпиграф?Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение вариантов формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Учебно - познавательная, коммуникативная

Появление цели урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать правоту ответа. Умение ставить цели и планировать работу.

III этап: актуализация знаний 7 мин.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

«Мир построен на силе чисел» говорил Пифагор, подчеркивая важную роль чисел в жизни человека. Как умеете работать с числами вы, нам предстоит узнать сегодня.

Предлагаю вам первое задание, давайте вспомним основные понятия темы «Системы счисления». Каждой команде я буду задавать вопрос, за правильный ответ 1 бал. (слайд 6-10)

В какой системе счисления количество цифр не зависит от ее положения в числе?

При помощи этих символов записывается число?

Позиция цифры в числе, это?

Совокупность различных цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется?

Как называется распространенная непозиционная система?

Демонстрируют знания, умения и навыки по теме.

Обсуждают, обмениваются мнением, отвечают на вопросы задания.

Непозиционная, цифра, разряд, алфавит, римская.

Учебно-познавательная

Формирование конкретного образовательного результата

IV этап: Усвоение новых знаний и способов деятельности 20 мин.

« Информационный коктейль ».

Работа с пословицами, перевод из двоичной системы в десятичную

«Числовой винегрет»

Решение нестандартных задач

«Кто быстрее»

Работа в группах(командах) по карточкам, перевод из одной системы в другую

«Числа под шубой»

Конкурс капитанов «Гвоздь программы»

«Числовой гарнир»

Практическое применений знаний и умений при решении конкретной задачи

Задание оценивается в 1 бал.

- Что не так в этих поговорках? Что необходимо сделать, что бы они прозвучали правильно. Следуя правилам перевода из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления, выполните задание. (Слайд 11)

-На все 100 сторон.

-111 одного не ждут.

- 10 сапог пара.

- Плакать в 11 ручья.

За правильный ответ 2 балла.

Представьте последовательностью числа из стихотворения «Слон живет у нас в квартире». (Слайд 12)

Решите задачу: Сколько лет девочке? (Слайд 13)

Сколько учеников в классе? Если в классе 111100% девочек и 1100 мальчиков. (Слайд 14)

Каждая команда получает карточку с заданием правильный ответ 2 балла.

Переведи из данных систем счисления в десятичную систему.

Переведите из непозиционной системы в позиционную систему счисления.

MMLVIII , DCCCIV , LXXXVI

- Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:

1. DXXXIII – (XXXV : V + MCCXV ): V ;

2. (MCCCXXV – (MCDXXXIX CCXXVI )): IV .

- Представьте числа в десятичной системе и заполните кросснамбер.

Капитаны, задание для вас, на карточках вопросыответьте на данные утверждение да\нет, за каждый правильный ответ, вы принесете команде 1 балл.

Следующее задание, перед вами карточки, по заданным координатам начертите рисунок, для этого вам необходимо перевести числа в десятичную систему.

Анализируют задание, обсуждают, выдвигают и проверяют варианты и способы ответа на поставленный вопрос.

-На все 4 стороны.

-7 одного не ждут.

- 2 сапога пара.

-Плакать в 3 ручья.

12 лет 5 класс, 4 книги

60% девочек и 12 мальчиков

Самостоятельно работают по алгоритму.

467

234

555

1058, 804,85

Использование приобретенных знаний в практической деятельности.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Методы логического мышления, решение нестандартных задач

Работа в группах, работа по карточкам. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Индивидуальная работа по карточкам

Умение систематизировать, обобщать изученное. Высказывать суждение, логически мыслить, сравнивать. Формирование собственного представлений о предмете изучения. Реализации личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Использовать творческий подход к выполнению нестандартных заданий.

V этап: Подведение итого. Рефлексивно-оценочный 5 мин

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всей команды в целом

Подведем итоги нашей встречи, подсчитаем набранные баллы и выявим победителей нашего «Научного кафе».

Посмотрите на экран, закончив предложение(слайд 17):

    Сегодня на уроке я….

    Самым полезным и интересным для меня было…

    я встретился с трудностью при…

    У меня хорошо получилось…

    Теперь я могу…

Подготовить домашнее задание: Подготовить творческий проект «Системы счисления в повседневной жизни». (слайд 18)

Анализируют, что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Учащиеся анализируют деятельность группы, себя по достижению цели урока

Фронтальная

Учебно-познавательная

Организовывает подведение итогов урока.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Оценка - осознание уровня и качества усвоения; контроль

Приложение 1

« Информационный коктейль ».

На все 100 сторон.

111 одного не ждут.

10 сапог пара.

Плакать в 11 ручья.

Числовой винегрет»

«Кто быстрее»

3.Конкурс капитанов

Ответ

да\нет

1

Верно ли то, используемая нами система счисления возникла, потому что у человека 10 пальцев?

2

Верно ли то, что число764 может быть записано в восмиричной системе счисления?

3

Верно ли то, что арабскую нумерацию изобрели арабы?

4

Верно ли то, что по узелкам на веревке в древности считали?

5

Верно ли, что систем счисление множество?

6

Верно ли то, арабская система счисления – непозиционная?

Числовой гарнир